Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения. Философия – теоретическая форма рационального мировоззрения (не обыденное)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

наделён небом высокими нравственными качествам и негативные стороны – в резком нарушении того, чем наделён. Главная цель – достижение уровня благородного мужа (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство). Правило стабильности  в обществе: каждый должен соблюдать сложившуюся социальную иерархию в обществе (уважение к высшему уровню, не выходить из своего уровня). Золотое правило нравственности:  поступай с другим так, как хотел бы, что бы они к тебе. Общество:  

Ø  – Благородное (интеллект и нравственное начало человека)

Ø  – Никчемное.

Даосизм (5 век до нашей эры) основатели: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы. Материалистское учение. Дао-материя — первоначало в мире мать всех вещей.

Во втором век до н.э. даосизм делится на:

ü  Религию (с материализмом и т.д.),

ü  Философское учение (идеалист).

Дао - вечный закон, который определяет существование всего в мире (Дао-«путь»), развитие, возникновение вселенной - это духовное начало. Человек должен следовать аскетизму и слияние его души с Дао. В даосизме провозглашен принцип не деления (у-вэй): внушается,  что человек должен следовать естественному порядку вещей. Главная проблема:

устранить страдание ничего, не меняя в своей жизни.

10. Натурфилософкие ориентации досакратовской философии

Возникла новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не  знает.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Демокрит (V-VI вв. до н.э.) Не относится к классике. Материалист. Состоятельный человек. (Класс рабовладельцев). Много путешествовал. Онтология – мир представляет собой единство 2-х реальностей: атомы и пустота, т.е. мир, представляет собой вечнодвижущиеся невидимые частицы (атомы), которые, двигаясь, сталкиваются и порождают все вещи в мире. Атомы движутся в пустоте (где ничего нет). Атомы не одинаковые (разные по размеру, форме).

Антропология – человек имеет естественное происхождение, и он представляет собой единство души и тела, но душа смертна и состоит из атомов (более легких и круглых => подвижность мысли) человек – микрокосмос. Гносеология – познание состоит из 2-х форм:

Ø  - чувственное (с помощью органов чувств) – темное знание (дает знание о внешних характеристиках => поверхностное);

Ø  - рациональное (получение знаний о явлениях на уровне их сущности).

Демокрит не отрывает эти два вида познания друг от друга.В социальных взглядах был сторонником демократической республики.

12. Особенности формирования средневековой философии

Философия средневековья, в отличие от античной, является религиозной: в ее основе лежит принцип геоцентризма (все философские проблемы решали с позиции идей священного писания (существования и деяния Бога)). Философия в этот период находилась в подчиненном состоянии по отношению к религии.

Религия (авторитарное)   мировоззрение

Философия (рациональное) мировоззрение.

Главная причина объединения религии и философии заключается в появлении в начале н.э. принципиально новой и влиятельной религии — христианства.

На возникновение христианства повлияли:

Появление в 1 в. н. э.  В Палестине постепенно пришла на смену древнеримской (политеизм). Древнегреческая империя испытывала как система колонная. Народ стремился избавится от давления власти : кризис рабовладельческой системы . Реакция высшей власти –усиление репрессивных мер , появлялись бунты ,восстания, Они подавлялись . Поэтому  в народе распространялась  миссейская идея –идея поиска спасения. Поскольку на земле ее нельзя было найти, поэтому они обращались к небу. Боги были не идеальны , поэтому пришли к идее создания единого бога. Христианство – интернациональная религия

Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей

13.  Патристика

Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

Патристика - от слова «Пастер-отец». Философия высших церковных членов( Августин Аврелий 5 век):

Онтология: в основе лежит идея креационизма (идея творения мира Богом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
184 Kb
Скачали:
0