наделён небом высокими нравственными качествам и негативные стороны – в резком нарушении того, чем наделён. Главная цель – достижение уровня благородного мужа (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство). Правило стабильности в обществе: каждый должен соблюдать сложившуюся социальную иерархию в обществе (уважение к высшему уровню, не выходить из своего уровня). Золотое правило нравственности: поступай с другим так, как хотел бы, что бы они к тебе. Общество:
Ø – Благородное (интеллект и нравственное начало человека)
Ø – Никчемное.
Даосизм (5 век до нашей эры) основатели: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы. Материалистское учение. Дао-материя — первоначало в мире мать всех вещей.
Во втором век до н.э. даосизм делится на:
ü Религию (с материализмом и т.д.),
ü Философское учение (идеалист).
Дао - вечный закон, который определяет существование всего в мире (Дао-«путь»), развитие, возникновение вселенной - это духовное начало. Человек должен следовать аскетизму и слияние его души с Дао. В даосизме провозглашен принцип не деления (у-вэй): внушается, что человек должен следовать естественному порядку вещей. Главная проблема:
устранить страдание ничего, не меняя в своей жизни.
10. Натурфилософкие ориентации досакратовской философии
Возникла новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Демокрит (V-VI вв. до н.э.) Не относится к классике. Материалист. Состоятельный человек. (Класс рабовладельцев). Много путешествовал. Онтология – мир представляет собой единство 2-х реальностей: атомы и пустота, т.е. мир, представляет собой вечнодвижущиеся невидимые частицы (атомы), которые, двигаясь, сталкиваются и порождают все вещи в мире. Атомы движутся в пустоте (где ничего нет). Атомы не одинаковые (разные по размеру, форме).
Антропология – человек имеет естественное происхождение, и он представляет собой единство души и тела, но душа смертна и состоит из атомов (более легких и круглых => подвижность мысли) человек – микрокосмос. Гносеология – познание состоит из 2-х форм:
Ø - чувственное (с помощью органов чувств) – темное знание (дает знание о внешних характеристиках => поверхностное);
Ø - рациональное (получение знаний о явлениях на уровне их сущности).
Демокрит не отрывает эти два вида познания друг от друга.В социальных взглядах был сторонником демократической республики.
12. Особенности формирования средневековой философии
Философия средневековья, в отличие от античной, является религиозной: в ее основе лежит принцип геоцентризма (все философские проблемы решали с позиции идей священного писания (существования и деяния Бога)). Философия в этот период находилась в подчиненном состоянии по отношению к религии.
Религия (авторитарное) мировоззрение
Философия (рациональное) мировоззрение.
Главная причина объединения религии и философии заключается в появлении в начале н.э. принципиально новой и влиятельной религии — христианства.
На возникновение христианства повлияли:
Появление в 1 в. н. э. В Палестине постепенно пришла на смену древнеримской (политеизм). Древнегреческая империя испытывала как система колонная. Народ стремился избавится от давления власти : кризис рабовладельческой системы . Реакция высшей власти –усиление репрессивных мер , появлялись бунты ,восстания, Они подавлялись . Поэтому в народе распространялась миссейская идея –идея поиска спасения. Поскольку на земле ее нельзя было найти, поэтому они обращались к небу. Боги были не идеальны , поэтому пришли к идее создания единого бога. Христианство – интернациональная религия
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей
13. Патристика
Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.
Патристика - от слова «Пастер-отец». Философия высших церковных членов( Августин Аврелий 5 век):
Онтология: в основе лежит идея креационизма (идея творения мира Богом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.