жизненные принципы человека (те основные правила, которые он усвоил и придерживается в отношении с другими людьми (нормы морали);- основные жизненные идеалы человека (некие образцы, выступают в виде целей из-за которых человек свою жизнь, свои отношения с людьми).
Основная функции мировоззрения: ориентационная (помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы (передаются через гены только питание, размножение, безопасность, а должен освоить социальные программы (идеалы, профессия))).
Необходимость мировоззрения обусловлена необходимостью решать вопрос о смысле жизни. Человек, в отличии от животных, не имеет врожденных программ поведения и он один осознает конечность своей жизни => стремится её спланировать => выбирает программы. В этом помогает мировоззрение.
3.Философия – теоретическая форма рационального мировоззрения (не обыденное).
Философия начинается с сомнения в очевидных вещах. Философия может существовать только в демократическом обществе.
Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития мира (природа, общество, мышление).
II. Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком.
И материальные, и духовные ценности имеют в своем составе и материальные, и духовные составляющие.
Материальные ценности служат для удовлетворения материальных потребностей (есть, пить, одеваться). Духовные – для духовных (информация, знания...)
Наука: мир à природа (естественные)|общество (социальные)
5. Основные разделы философии
Онтология – учение о бытии мира в целом: что такое жизнь? Из чего он состоит? Мир состоит из 2 реальностей (материальной и духовной). Материальная – все то, что человек может увидеть, с чем может иметь контакт. Духовная реальность – сознание (психика) человека, которую нельзя взвесить, разделить и т.д. Она не осязается напрямую.
1. - философы-материалисты считают, что все в мире появляется в результате саморазвития природы и действия естественных причин
ü -единственной духовной реальностью в мире является человеческое сознание
ü -считают, что духовного без материального не существует
2. - философы-идеалисты считают, что первооснова – духовное начало,
ü объективные – в начале духовного первоначала выступает духовная реальность, которая первична по отношению к миру в целом (религия, но это не философия),
ü субъективные исходят из того, что определяющей реальностью в мире является сознание человека. Вес в мире существует постольку, поскольку человек об этом знает, ощущает это, воспринимает, существовать – значит быть воспринимаемым. В центре мира находиться человек. То, о чем мы не знаем, не существует.
Гносеология – наука о закономерностях познавательная деятельности человека – возможно ли познание мира??
- гносеологический оптимизм – возможно (но есть трудности)
- агностицизм – не возможно (недостаток чувственного познания, субъективность)
Антропология – в широком смысле – учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком – идеалистическое течение в западноевропейской философии ХХ в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером
Социальные проблемы философии – все то, что касается закономерности развития общества.
s
7. Философия и наука
Особенность Ф. - она оценивает процессы в мире в целом. Остальные науки - в отдельн. частях. Ф. целесообр. сравнивать с естеств. науками.
Отличия Ф. познания от естественнонаучного:
предмет исследования.
- естеств: часть природы
- Ф.: взаимоотнош. чел. ко всему миру в целом
средства исследования.
- естеств: приборы, инструменты
- Ф.: чувст. восприятие и мышление
методы исследования
- естеств: наблюд. и эксперимент, методы общелог. исслед.
- Ф.: м-ды эмпирич. иссл. отсутс., сущ. м-ды общелог иссл. (анализ, синтез, индук., дедук.)
средства пров. истин-ти знаний
- естеств опыт и эксперимент
- Ф.: экспер. невозм., истин. провер. обобщенным опытом деят. людей в целом
В науке сущ. однолинейность развития (следующий этап включ. предыдущ.). Роль личности ученого не так важна, как роль личности философа. Личность философа сходна с ролью художника. Каждая Ф. концепция неповторима
9. Становление и основные школы Древнеиндийской философии
Истоки древнеиндийской философии в ведах (в ведической традиции)
Веды – тексты религиозного содержания, которые писались несколько веков(5 – 6вв. до н.э.). Религиозные гимны, песнопения, описание обрядов. Ведизм – политеистическая религия. В упанишадах находится основная концепция круговорота жизни.
-отдельная жизнь человека – форма бесконечного перерождения;
-есть определённый закон нормы: карма детерминирует буддийскую жизнь, которая является результатом предшествия жизни.
-круговорот жизни вечен, душа возвращается в этот процесс перерождения.
Школы на основе ведизма:
- веданта;
- миманса;
- йога;
Религии на основе ведизма:
- брахманизм;
- индуизм;
- джайнизм;
- буддизм;
Буддизм – политеистическая религия (6 век до н.э.). Основоположник - Гаутама; 4 основных истины:
1 жизнь человека – страдания;
2 причина страдания – «жажда» (влечение, стремление человека к чувству наслаждения):
- жажда воплощения
- жажда самоуничтожения
3 устранение причин страдания – устранение жажды);
4 восьмеричный путь соблюдение 5 заповедей:
- не вредит живому;
- не брать чужого;
- воздерживаться от запретных половых контактов;
- не вести праздных и лживых речей;
- не пользоваться опьяняющими веществами;
Результат - спасение, конечная цель которого нирвана (угасание желания) – наступает, если душа человека выходит из процесса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.