2. Ф. и наука: их общность и различие.
Особенность Ф. - она оценивает процессы в мире в целом. Остальные науки - в отдельн. частях. Ф. целесообр. сравнивать с естеств. науками.
Отличия Ф. познания от естественнонаучного:
Естесств. науки |
Философия |
|
1. предмет исследования |
часть природы |
взаимоотнош. чел. ко всему миру в целом |
2. средства исследования |
приборы, инструменты |
чувст. восприятие и мышление |
3. методы исследования |
наблюд. и эксперимент, методы общелог. исслед. |
м-ды эмпирич. иссл. отсутс., сущ. м-ды общелог иссл. (анализ, синтез, индук., дедук.) |
4. средства пров. истин-ти знаний |
опыт и эксперимент |
экспер. невозм., истин. провер. обобщенным опытом деят. людей в целом |
В науке сущ. однолинейность развития (следующий этап включ. предыдущ.). Роль личности ученого не так важна, как роль личности философа. Личность философа сходна с ролью художника. Каждая Ф. концепция неповторима.
4. Ведическая традиция в древнеиндийской культуре.
Ф. мысль на Востоке не представляла собой прямой линии, т.к. развивалась в 3-х изолир. местах (Бл. Восток, Индия и Китай). Здесь нет развитых онтологич. и гнессиологич. учений, нет социальных вопросов.
Главная тема - проблема чел., его морали, спасения души, счастья.
Чистой Ф. на Востоке не было. Ф. находится в религ. текстах.
Веды - это религ. тексты, кот. писались от 1500 до 600 гг. до н.э.
Веды сост. из 3-х частей: 1) описание религии;
2) гимны и песнопения; 3)описание ритуалов и жертвопринош.
Онтологич. воззрен. присутст. в ригведах (религ. гимнах) - Рассм. вопрос: “Есть ли общий принцип, кот. подчин-ся все явления?” - “Да. Это универс. космич. порядок, подчин-ый принципу Рта.”
В брахманах (опис. ритуалов) - вопрос о “субстанции бытия” - ответ: “В основе всего лежит веществ. субс-ция - вода. Предметы появл. из воды под возд. активн. силы - проджапати”.
В упанишады (заверш. часть ведов) - “В основе мира лежит дух - “Брахма”, с кот. может слиться душа каждого чел. - “атман”.
Была придумана концепция перерождения души “сансары”: 4 варны (касты): брахманы (священники), кшатрии (богатые), вайшви (ремесленники и землевлад.), и шудры (самые бедные).
Этические воззрения древнекит. Ф: конфуцианство и даосизм.
По своему хар-ру Древнекит. Ф. - рационалистич. (ориентир. на реальный мир). Была развита мифология, но прежде всего поклонялись предкам.
Конфуций (VI в. до н.э.) - китайский философ и госуд. деятель.
Конфуцианство создает эталон идеального чел.
Осн. требования: 1) гуманность, жизнь в соотв. с прир.;
2)преданность государю; 3) верность долгу;
4) сыновья почтительность; 5) уважение к старшим.
Кон-во - система психологич. воспитания, кот. должна сформировать такой тип личности, кот. желаем для общ-ва и гос-ва. Оно не столько изуч. внутр. мир чел., сколько воспитание в социально одобряемом направлении.
Методы воздейс. на чел.: 1) извне (церемонии, ритуалы);
2) изнутри (саморегуляция, аутотренинг).
Основа гос-ва - принцип иерархии. Вершина - люди, облад. знаниями; ниже - те кто учится; внизу - те кто не учится.
Даосизм возник одноврем с Конф-ом. Основоположник - Лаоцзы.
“Дао” - всеобщий абсолют, из него все происходит и в него все возвращ. Дао есть везде, он невиден и неслышим. Это некий закон.
Смысл чел. жизни - познание Дао и слияние с ним в итоге. Чел. должен достигнуть самосовершенства в психорегуляции, кот. дает успех во многих делах. Чел. не должен вмеш-ся в сущ-й порядок вещей (принцип гармонии).
. Филос. содержание джайнизма и будизма.
Джайнизм и будизм оформились в VI в. до н.э.
Основоположником джайнизма был Вардхамана.
Главное - проблема спасения чел. от трудностей жизни. Его нужно утешить. Утверждается, что чел. состоит из матер. и дух. частей, а связующим звеном явл-ся карма (оболочка души). Карма сопровождает душу и принуждает ее к перерождению. Чел. может спастись, когда его душа освободиться от кармы и попадет в царство Брахмы. Для этого нужно вести аскетич. образ жизни (отказ от матер. богатства, половое воздерж., непричинение зла живому). Космос - бесконечен и вечен.
Основопол. будизма - Гаутама (Будда).
Главная проблема - проблема осчастливливания чел.
4 благор. истины в основе Б.: 1) Жизнь чел. связана со страданиями.
2) Причина страданий - жажда (влечения и желания чел., жажды чувствен. наслаждения, воплощения и самоуничтожения).
3) Устранение причины страданий - устранение жажды.
4) Путь к устранению жажды:
-правильное суждение (жизнь как вместилище скорби и страдания);
-правильное решение (сочувствие ко всему живому);
-правильная речь (правдивая и точная);
-прав. жизнь (5 заповедей: не вредить живым сущ-вам, не брать чужого, воздерж. от пол. конт-ов, не вести лживых речей, не пить);
-правильное сосредоточение (медитация).
Выполн. этих заповедей приведет к Нирване (угасанию желаний).
3 Специфика филос. знаний, их связи с социал.-истор. практикой.
Ф. - это наука о наиболее общих закономерностях природы, общ-ва и мышления. Ф. - наука общая (а не частная), т.к. предметом ее исслед. явл-ся весь мир.
Ф. всегда ищет общее. Она исслед. отнош. чел. и мира в целом. Ф. явл-ся мировоззрением.
Мировоззрение - это система предельно общих знаний о мире, о месте чел. в этом мире, о смысле жизни.
Связь Ф. с практикой реализ-ся через ее функции.
Функции Ф.:
1) Познавательно-отражательная (систематизация инф-ции; интеграция знаний, получ. частными науками и обобщение картины мира; изучение природы самого познания).
2) Мировоззренческая ф-я (выработка для общ-ва необх. мировоз-ния; изучение Ф. способствует тому, что индивид. мировоззр. чеовека из обыденного превращ. в рациональное).
3) Методологич. ф-я - Ф. (предлагает для чел. методы как исходные основные принципы для организации деятельности).
9. Осн. проблемы схоластики. Спор о природе общих понятий: номенализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.
“Схоло” - школа. Сх-ка - школ. Ф., изуч. в церк. школах (IX-XIV в.).
2 осн. проблемы: спор номенаризма и реализма - “Сущ. ли реально общее? Если сущ., то как (в предметах или в сознании)”.
Единичное - любой отдельно сущ. конкр. предмет. У них есть сходные св-ва, благодаря кот. мы объед. их в опред. классы.
Общее сущ. в единичном в виде сходных признаков и в сознании - в виде понятия, которому дается опред. название в виде слова.
Реалисты счит., что общее реально сущ., оно первично по отнош. к единич. и выступает в кач-ве прообраза к единичному.
Номенаристы счит., что общее реально не сущ., это есть принадлежность мысли и выражено лишь в слове.
Реализм - идеалист. направление. Номен. - зачатки материалистич.
Фома Акв. (XII в.) использ. идеи Аристотеля. Он приспосабливал их к христ. религии. В гнессеологии Фома счит., что не только Бог явл. объектом познания, но и прир., и чел. Есть истины веры (рез-т познания Бога) и истины разума (рез. научн. познания прир., чел.). Истины разума должны служить истинам веры. Допускает сущ. отдельно дух. форм (душа). В чел. сочет. душа и тело, душа опр-ща.
Фома пытался док-ть сущ-е Бога, т.е. в общ-ве появилось сомнение. 5 аргум-ов сущ-я бога: 1) бог есть первопричина движения в мире;
2) в мире все имеет свою причину, а причины имеют свою причину и т.д. (первая причина - бог);
3) бог есть высшая необходимость (он опр-ет события в мире);
4) в мире все сущ. в разной степени совершенства (эталон - бог);
5) системность и гармоничность природы.
Ф. Фомы А. - офиц. Ф. католицизма. Он создал учение “томизм”. Его заслуга в том, что он “подвинул” бога и дал место разуму.
23. Научная революция XVII в. и проблема метода в Ф. Нового времени (Фр. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм.
Наука переживала подъем и качественно менялась. Начался активно использ-ся эксперимент (исслед. объекта в искусст. созданых усл.) и математика (для опис. рез-ов исслед.).
Философы разделились на 2 категории.
Одни утверждали, что в основе познания лежит опыт (течение - эмпиризм). Знания можно получать только через чувства, а с помощ. разума эти знания только обобщ-ся (Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс).
Осн. метод познания - индукция (движ. от единичного к общему).
Бэкон - основоположник эмпиризма (считал, что причина познания - запрочы людей. Познанию мешает дедукция (от общего к част.) и стереотипы (врожден., получ. при воспитании чел. в завис. от среды, от языка, от веры в авторитеты).
Гоббс исслед. социально-политич. проблемы.
В Ф. рационализма основа познания - это разум. Из общих знаний выводится конкретное знание о мире (дедукция). У чел. есть исходные врожденные знания и идеи. (Декарт, Лейбниц и Спиноза).
Декарт: разум не только источник знаний, но и критерий их истинности. Истин. знания - ясные, отчетливые для разума. Исходный пункт познания - сомнение. Научные знания должны выступать в виде системы. Мир - это машина из отд. механизмов. Познание мира - конструир. опред. машин. Главная наука - механика. Начинать нужно с простого и с пом. дедукции перех. к сложному. Для этого необх. интуиция.
Спиноза (крайний рационализм). Лейбниц (умеренный).
28. Разработка теории диалектики в немецкой классич. Ф.
Гегель - объективный идеалист.
Абсол. разум по Гегелю нах-ся в самом мире и его развитие порождает все формы бытия в мире (пантеизм). Абсол. разум, развиваясь, посещает народы в разной степени. Некотор. народы - избранные.
Диалектика (Гегель) - учение о развитии мира. Г. сформулир. законы диалектики.
Вопрос: “Что есть источник развития?”. Ответ: “Источником развития для саморазвив. систем явл. противоречия”.
1-й закон: закон противоречия.
Противоречие - естеств. компонент системы, это процесс взаимод. противоположностей. Противоречие возникает, развив., достиг. высшей точки и разрешается. Формы разреш противоречия: одно из противополож. уничтожается;обе противоп-ти уничтож. противопол-ти приходят к компромису.
2-й закон: переход кол-ва в кач-во.
Кол-во - второстеп. св-ва предметов, при потере кот. предмет не перестает быть собой. Кач-во - тождественная бытию предмета определенность. Развитие происх. посредством зависимости м/у колич. и кач. изменениями. Кач. изменения происх. лишь тогда, когда колич. изм-я достигнут опред. предела. Мера - это интервал колич. изм-й в пределах кот. старое кач-во не меняется. Скачок - момент перехода от одного кач-ва к другому.
3-й закон: закон отрицания отрицания.
Отрицание - смена одного кач-ва другим. В отрицании всегда есть отказ и сохранение каких-либо свойств.
20. Натурфилософия эпохи Возрождения. Формир. научной картины мира.
Натурфилософия (XV-XVI вв.) основывала свои выводы на астрономии.
Б. Телезио и Дж. Бруно - философы. Коперник и Галилей - ученые.
Телезио: Бог - творец природы, но в дальнейшем в ее жизнь не вмешивается (теория - деизм). Задача Ф. - исследование природы. Ф. должна опираться на опыт и на разум, а не на Библию. Мир - един (небесные и земные тела - одинаковы и материальны).
Бруно: книга “О бесконечности Вселенной и мирах”. В основе мира лежит материя, но она сама по себе безжизненна, а причиной действия явл-ся универс. разум (душа), кот. находится в самой природе (теория - пантеизм). Вселенная - бесконечна и однородна (там нет особых и второстепенных мест). На других планетах тоже может быть жизнь.
Познание - процесс бесконечный. Чувст. познание - начальная ступень, затем - разум. Основа познания - сомнение.
Коперник написал книгу “О вращении сфер”. Земля вращ-ся вокруг Солнца и своей оси. Он осуществил десакрализацию космоса, т.е. небо потеряло свою святость.
39. Особенности бел. просветительской Ф.
2-я пол XVIII-нач.XIX в. -происходит отделение Ф. от теологии.
Ян Снядетский (ректор Виленского универс.) - Ф. научного материализма. Обращ. за аргументацией к науке. Написал книгу о Копернике. Каждая наука должна включ. Ф. в кач-ве выводов. Критиковал учение Канта за априорные знания. Считал, что все знания получ-ся из опыта, даже матем. связана с практикой.
Основа познания - ощущения. Они различны у чел. и животных. У чел. они осмысленны.
Соц. проблемы - был человеком гуманистич. настроения, выступал против диктатуры. Люди равны от рождения и имеют равные права на существование. Верил в прогресс, разум, просвещенность.
40. Национ. возрождение в конце XIX - нач ХХ в. и его отображ. в социально-политич. и филос. мысли Беларуси.
1861 - отмена крепост. права, но без земли. Это вызвало выступления крестьян. Начинается движ. за национ. освобождение (1863).
Два направления:
1) либерально-демократич. (Дунин-Марцинкевич);
2) революционно-демократич. (К. Калиновский, Багушевич, Э. Пашкевич, Я. Колос, Я. Купала). Они считали, что революция решит все проблемы (социальные, национальные).
34. Развитие позитивистской концепции науки в XIX-XX вв.
30-е годы XIX в. - Огюст Конт: “Нужно пересмотреть науки и оставить только позитивные знания (четкие знания на основе кот. чел. может получать ясные рекомендации в практич. деят-ти)”. Чел. действует в системе разделенного труда. Ошибка в одном звене может разладить всю систему. Поэтому чел. должен действовать безошибочно на основе четких рекомендаций и ясных знаний.
Ф. - не наука, у нее нет конкретного предмета исслед., четких понятий и Ф. не нужна (Конт).
Эмпириокритицизм. (нач. ХХ в.) - Мах и Авенариус.
Задача Ф. - создание теории научного познания. Ф. не наука, а род деятельности.
Неопозитивизм (20-е г. ХХ в.). Предметом Ф. не явл. теория познания. Задача Ф. - анализировать естест. и искусст. языки; обеспечить построение идеальных моделей о смысленных рассуждениях.
2 критерия для отличия позитивного знания:
1) Принцип верификации (оставить только знания, подтвержд. опытом).
2) Принцип фальсификации (позитивное - это знание, кот. опытом не опровергается.
36. Филос.-этические исслед. на Бел. в X-XIII в. Христ-во и его влияние на развитие общест. мысли Бел.
Особен. развития Ф. на Беларуси:
Ф. мысль не имела рацион., понятийного, теор. хар-ра. Это объясн. особ. развития бел. языка (запрет языка во время Речи П. и ее раздела). Отсутствуют центры Ф. мысли. Местом сосредоточ. явл. худож., публитистич., теологич., религ. издания. Преоблад. соц., морально-гуманит. и эстетич. проблематика. В центре внимания - чел. и его проблемы. Бел. находилась на пересеч. Рус. и Пол. культ. Наступл. истор. периодов запаздывало по сравн. с Зап. Евр.
Гл. памятниками периода X-XIII в. явл. рукописные книги религ. содержания, где раскрыв. основы христ. учения, толков. Библии.
Климен Смолятич (митрополит) высказывал крамольные идеи: независ. Вост. правосл. церкви от Константинополя. Знал Др. Греч. Ф. (рационализм). Высоко оценивал разум в своем “Послании”.
Книги-повести - толкование христ. догматов.
Житии святых: Житие Ефрос. Полоцкой, Кирилы Туровского.
“Притча о человеке и душе” - душа главное в чел., но нуждается в поддержке телом.
38. Онтологич и этич. аспекты ренессансно-гуманистич. Ф. на Бел.
Эпоха Возр. - наиболее богатый период на имена и произвед. (Фр. Скорина, С. Будны, Андрей Волан, М. Гусовский, Л. Сапега). Воззрения фил-фов были теологич., обнаруж. влияние античн. Ф.
Фр. Скорина печатал религ. книги на бел. языке. Писал к ним предисловия, где выражал свои мысли. Скорина - креоцанист (верил в сотворение мира богом), но призывал не прин. все на веру, а обращ-ся и к разуму. Божест. откровение есть познание, но нужно познавать и чел., природу. Земная жизнь тоже имеет ценность. Цель чел. - постоянное интел. соверш-е. Мораль должна основ. на внутр. разуме чел., а не на страхе о загробной жизни. Скорину счит. нац.-патриотом бел. мысли, т.е. интересы народа, страны выше религии.
С.Будны - идеолог бел.-лит. реформации. Критиковал катол. церковь за ее обогащ.. В Катехизисе библ. чудеса объясн. з-ми прир. Разум - выше веры. Отриц. бессмертие души. Основа познания - сомнение. Мораль - не врожд., а приобрет. кач-во, в завис от усл. сущ.
Андрей Волан (XVI-XVII в.) получил образ-е на Западе. Написал много работ светского содерж. (по социальн. и филос. проблемам). Считал, что земная жизнь - ценность, предназнач. - достиж. счастья в этой жизни. Свобода - это согласие с остальными членами общ-ва, целостность имущества и безоп. личности. Средства для обеспеч. свободы - соблюд. законов (идея правов. гос-ва). З-ны - это моральные правила, кот. диктуются бож. волей и чел. разумом Не был сторонником абсол. равенства, но выступал за рав-во всех перед законом, критиковал крепост. право в Речи П.
27. Филос. взгляды И. Канта. Этика Канта.
2 периода у Канта: докритич. период (до 1770 г.) (Кант выступает как материалист); критич. период (разработка проблем познания, выступ. как субъект. идеалист).
Кант большое внимание уделил исслед. субъективной стороны познават. деят-ти чел., отметив, что чел. в процессе познания всегда активен и эта активность отраж. как на процессе позн., так и на рез-те. В этом процессе есть субъективное и объективное. Объект познания сущ. независимо от субъекта.
Кант - агностик (не признавал познаваемость мира). Он определил пределы познаваемости мира, считал, что чел. познает только явления вещей (внеш. сторону), а мир “вещей в себе” (их сущность) для чел. непознаваем. “То, что познает чел., сущ-ет субъективно”.
О морали: мораль не связана с религией, чел. в своем поведении руковод-ся не только внеш. обстоят-ми, но и своими желаниями и может делать выбор вариантов поведения. “ Чел. - есть цель в себе”.
2 принципа осн. нравст. закона:
1) поступай так, чтобы чел. для тебя выступал как цель, а не средство;
2) поступай так, чтобы максимум твоего поведения мог стать общим и естеств. законом.
29. Антропологич. гуманизм и материализм Л. Фейербаха.
Фейербах - материалист в немецкой Ф. Он отрицает жизнь после смерти. Подлинное бессмертие - духовное наследие.
Фей. - атеист. Теология и Ф. принципиально отличаются. Первое дело Ф. - сеять сомнение. Осн. признак теологии - вера в догматы. Источник религ. морали не в чел., а в боге. Фей. критикует религ. мораль, т.к. она призывает поступать правильно не из любви к ближнему, а из-за страха быть наказанным богом.
Психологич. фактор сущ-ния религии: человек - существо не только разумное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.