Фалес - (ок.640\650-ок.547\545 до н. эр.) - древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". Основные труды – сочинения "О солнцевороте" и "О равноденствии", др. не сохранились. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. Ф. делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению. Магнит и янтарь, по Фалесу, имеют душу. Бог, по Фалесу, - это ум космоса, а вселенная одушевлена и одновременно полна божеств.
Анаксимандр-(610-540 гг. до н. эр.) из Милета. Древнегреческий философ, ученик Фалеса. А. автор первого в Греции философского сочинения "О природе". Он ввел понятие принципа первоначала всего сущего (архэ). Этим первоначалом, по его мнению, является "беспредельное" – опейрон. Он является бесконечным в пространстве и вечным во времени. Весь мир Анаксимандр представлял в форме сферы, а землю – в виде цилиндрического образования. Вокруг земли существуют "три обода колесницы": звезды, солнце и луна. Всю материю А. считал одушевленной, такое воззрение стали называть гилозоизмом. Картина мира Анаксимандра была начисто лишена идеи божественного творения. А. выдвинул идею о равноправии материальных состояний.
Анаксимен из Милета – (ок.588-ок.525 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ ученик Анаксимандра. Автор сочинения "О природе". Он провозгласил воздух началом всего сущего. Богов он также выводи из воздуха. Он впервые высказал догадку о существовании различия между звездами и планетами. Изречения Анаксимена – "чем больше мы узнаем, тем больше не знаем". Он высказал гениальную догадку о зависимости погоды от солнечной активности.
Гераклит из Эфеса – (ок.540-ок.480 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, "отец диалектики". Из всех философов наибольшее влияние на него оказал Демокрит. Г. отвергал традиционное неписаное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон. Сочинения Г. "О природе" дошло до нас в 130 отрывках. Первоначалом всего сущего он считал огонь – тонкую и подвижную стихию. Пульсация огня – момент зарождения или гибели вещей. Мир, по мнению Г. не создан никем из богов. Душа человека – ипостась огня – логоса. Душу, он считал бессмертной, говорил о единстве души и тела. Широко известно изречение: "Все течет". Нельзя войти в одну реку дважды. Конечная цель познания – постижение логоса.
Пифагор - (576-496 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ. Основные труды – "О природе", "О государстве", "О воспитании", "О целокупном", "Священное слово", "О душе", "О благочестии", "Кротон" и др. Согласно П. начало мира лежит в единице – матери богов. За единицей следует двойка – принцип противоположности в природе. Бог – это число чисел. Он выделял 10 пар противоположностей, которые создают гармонию вселенной:
¨ предел – беспредел
¨ нечет – чет
¨ единое - многое
¨ правое – левое
¨ мужское – женское
¨ покой – движение
¨ прямое – кривое
¨ свет – тьма
¨ доброе – злое
¨ квадрат – прямоугольник
Парменид - (ок.540-470 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, руководитель элейской школы. Основной его философский труд – поэма "О природе". П. считал, что возможны две системы философии, дающие нам представление о мире. Одна основана на разуме, другая на чувстве. Парменид впервые прибег к логичному доказательству своих тезисов. Согласно П. в мире господствуют 2 начала: активное – огонь, пассивное – тьма. Проблему бога не рассматривал.
Зенон - (ок.490-ок.430 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, ученик Парменида. Зенон написал сочинения: "Споры", "Против философов", "О природе", "Толкование стихов Эмпедокла". Из 45 апорий Зенона наиболее известны 4 апории: "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Стадий". Зенон утверждал, что движение и множественность не присущи "истинному бытию", а относится только к миру "мнений".
Демокрит из Абедры - (ок.460-370 до н. эр.) – древнегреческий философ. Сочинения: "Великий Диакосмос", "О царстве Аида". Написал около 70 сочинений: "О разуме", "О геометрии", "О красоте слов", "Военное дело", "Халдейская книга" и др., но до нас они не дошли. Д. считал, что начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Демокрит отрицал учение о разумном творце вселенной. Наилучшей формой проявления он считал демократический полис. Д. одним из первых высказал мысль о космополитизме.
Протагор из Абедры во Фракии - (ок.490-420 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ-софист, ученик Демокрита. Протагор автор сочинений "Истина, или Ниспровергающие речи", "Противоречия", "Великое слово", "О богах", "О государстве", "О неправильном поведении людей", "О сущем", "О том что в Аиде", "О первоначальном порядке вещей". По его мнению, материя текуча, что обуславливает изменчивость всего. Протагор полагал, что если мы не знаем истины, то, по крайней мере, можем знать, что полезно. "О богах и не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, и вопрос темен, и людская жизнь коротка.
Сократ – (ок.470-399 гг. до н. эр.) из Афин – древнегреческий философ. Впервые заговорил о нравственной философии. Сократ сделал диалог основным методом отыскания истины. Выступал с резкой критикой софистики. "Истина объективная, ил общая для всех людей, существует". С. сосредоточил свое внимание на "малом диакосмосе", т. е. человеке. Главное в жизни – забота о душе. Сколь важно для С. соотношение бога как универсальной основы миропорядка с эмпирически фиксированными гранями мироздания, столь значимо и соотношение бога как всеобщего разума с индивидуальным разумом – дай моном. Важнейшей характеристикой учения С., является то, что оно в полной мере наследует свойственные этой культуре идеи единства истины, добра и красоты.
Платон из Афин – (427-347 гг. до н. эр.) – ученик Сократа. Наиболее известные труды: "Лахес", "Кретон", "Протагор", "Гиппий Большой", "Федр", "Федон" и др. Платон полагал, что в основе мира 2 начала – бог и вещество. Пронизанное идеей вещество порождает сущность. Идея всех людей – это идея блага. Причина многообразия мира лежит не в сфере идей, а в области материи. Идея и материя связаны мировой душой – движущей силой мироздания. Кроме бога, существует еще и "небесный род богов", сотворенный из огненной стихии, т. е. небесные тела и земля. Корпус его сочинений, дошедший в рукописях, включает 34 диалога, "Апологию Сократа", 13 писем и др. Специфика главного метода платоновской философии определяется тем, что он вводит в круг философской литературы жанр диалога. Идеи числа вмещают у позднего П. всю полноту подлинного бытия. В проблематике платоновской философии первоначально доминировала этика. Проблема души возникает у П. в связи с уяснением возможности научиться добродетели. Проблемой "природы" П. впервые всерьез занят в "Софисте" – в связи с необходимостью опровергнуть учение Парменида
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.