Цели и задачи дисциплины «Функциональные системы и информационно-измерительные комплексы», страница 4

Слева от основного пилотажного прибора обычно должны находиться приборы, отображающие приборную скорость полета, а справа – приборы вертикальной скорости подъема или спуска самолета. Под указателем вертикальной скорости размещают основной прибор, отображающий высоту полета.

При наличии на самолете двух летчиков перед каждым из них имеется основная группа приборов с тем же взаимным расположением.

Для защиты организма человека от воздействия атмосферы больших высот предназначено высотное оборудование. Наилучшим средством в этом случае является герметическая кабина. Оборудование такой кабины позволяет автоматически регулировать давление, влажность, температуру и химический состав воздушной среды. К высотному оборудованию относятся кислородные системы.

Защитное оборудование позволяет повысить регулярность выполнения полетов и их безопасность. С этой целью самолеты (вертолеты) оснащаются противообледенительным и противопожарным оборудованием.

Установленное на самолетах оборудование работает в условиях, значительно отличающихся от наземных. Так, температура окружающей среды может изменяться от -60°С до +60°С, а вблизи источников тепла (двигатели, обшивка самолета при сверхзвуковых полетах и т.д.) она может достигать +250°С и выше. В значительных пределах изменяются также плотность и влажность воздушной среды.

В целях наглядности на рис. 1.1 приведен примерный состав оборудования пилотируемого летательного аппарата и функциональные связи между отдельными его функциональными системами.

Согласно рис. 1.1 остановимся только на тех системах, на которых мы еще не останавливались.

Система управления полетом 12 и автоматика 8 двигателей выполняют функции подготовки к пуску и запуску двигательных установок и управления движением летательного аппарата по заданной траектории.

Оценка состояния летательного аппарата и отдельных его систем необходима для принятия решения о дальнейшем их использовании или об изменении режимов работы для повышения безопасности экипажа и пассажиров. Эта задача возлагается на аппаратуру контроля 6. Результаты  контроля могут обрабатываться непосредственно экипажем 1, бортовым вычислительным устройством 9 или с помощью телеметрической аппаратуры передаваться на наземные пункты.