1 ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ
По заданному типу машины, колесной схеме 6x4 и нагрузке на седельное устройство из [1] выбираем прототип автомобиля - КамАЗ-5410. Это – трехосный седельный автомобиль-тягач, выпускался Камским автомобильным заводом с 1976гг. Кабина трехместная, со спальными местами, цельнометаллическая, расположена над двигателем, опрокидывается вперед. Основной полуприцеп КамАЗ-5410-ОдАЗ-9370. На автомобиле КАМАЗ-5410 установлен V-образный 8-ми цилиндровый четырехтактный дизель с воспламенением от сжатия, турбонаддувом и углом развала 90°, двигатель модели КамАЗ-740,дизель. Трансмиссия механическая, многоступенчатая. В трансмиссии применена 5- ступенчатая коробка передач. Главная передача двойная.
Рисунок 1 – Общий вид машины
Сцепление - фрикционное, сухое двухдисковое. Автомобиль КамАЗ-5410 оборудован: барабанным тормозом с разделенным пневматическим приводом на все колеса; стояночным тормозом – пружинный энергоаккумуляторный с пневматическим приводом; воздушный компрессор - двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением.
Гидроусилитель работает следующим образом: при прямолинейном движении машины золотник расположен в нейтральном положении, масло свободно перекачивается насосом в бак, поскольку нагнетательная и сливная линии соединены между собой. При повороте машины, в случае повышенного сопротивления повороту управляемых колес – на винте возникает реактивное осевое усилие, сдвигающее винт. Вместе с винтом сдвигается золотник, преодолевая при этом усилие пружин, действующих на реактивные плунжеры. Это усилие передается на рулевое колесо. При этом одна из внутренних полостей цилиндра отключается, а в другую увеличивается подача масла. Давление масла в этой полости возрастает, и поршень-рейка, перемещаясь, поворачивает зубчатый сектор и вал рулевой сошки и через рулевой привод – колеса машины. При прекращении поворота золотник под действием реактивных плунжеров возвращается в нейтральное положение, и действие гидроусилителя прекращается.
.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ АВТОМОБИЛЯ
Полная масса автомобиля ma, кг [1]:
ma= mн(1+nб)+ mпzп , (1)
где mн- нагрузка на седельное устройство автомобиля,
mн =80000/9,81=8155 кг
nб- коэффициент учитывающий снаряжение автомобиля:
nб=1/ ne , (2)
где ne- коэффициент использования массы, (ne=1,6 [2, прл.1] );
mп- масса пассажира, кг(mп=80кг[2]);
zп- число пассажиров, включая водителя (zп=3[2]).
По формуле (2):
nб=1/1,6=0,62;
ma=8155(1+0,62)+80*3=13400 кг
3 ВЫБОР ШИН
Шины выбираем по нагрузке на наиболее нагруженное колесо. У автомобилей с колесной схемой 6x4 на переднюю ось при полном использовании грузоподъемности приходится около 25% нагрузки. На задних осях автомобиля обычно монтируют по 4 шины, каждая из которых может испытывать большую нагрузку, чем шина переднего колеса. Все колеса автомобиля по конструкции почти всегда одинаковы и взаимозаменяемы.
передняя ось (25% нагрузки) – 3350кг, т.к. на передней оси стоят две шины, то каждая воспринимает:
3350 / 2 = 1675кг;
задние оси (75% нагрузки) – 10500кг, т.к. задних осей две и на каждой стоит по 4 шины, то каждая шина будет воспринимать:
10500 / 2 / 4 = 1256,25кг.
Наиболее нагруженные колеса передние, по этой нагрузке выбираем шины: принимаем шины: 8.25-15 [1];
Таблица 1.- Характеристика шин.
Давление, кПА 800
Наружный диаметр, мм 836±12
Статический радиус, мм 384±6
Ширина профиля, мм 234±7
Максимальная скорость, км/ч 50
Индекс нагрузки, 143
Норма слойности, 14
Допустимая нагрузка, кг |
1825 |
4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ, РАСЧЁТ ВНЕШНЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Мощность двигателя Pev, кВт, должна быть достаточна для обеспечения заданной максимальной скорости движения Vmax по дороге с минимальным заданным коэффициентом сопротивления перекатыванию [2]:
Pev=Vmax*103(Gaf+KвAV2max)/hтр , (3)
где Vmax – максимальная скорость движения, м/с (Vmax=90км/ч=25м/с);
Ga – сила тяжести автомобиля с полуприцепом, Н*м;
Ga=( ma- mн + mп/п)g, (4)
где ma – масса автомобиля (ma=13400кг);
mп/п – масса полуприцепа, кг:
mп/п= G0+G п/п, (5)
mп/п =19000кг,
g-ускорение свободного падения, м/с2(g=9,8м/с2);
Ga=(13400 -8155 +19000)*9,81=44640*9,81=285912,5 Н;
f-коэффициент сопротивления перекатыванию;
f=(0,015...0,020)+6*10-6V2max, (6)
f=0,0175+6*10-6*252=0,0175+6*10-6*557=0,021;
Kв -коэффициент обтекаемости (аэродинамический), Н*с2/м4 ;
(Kв=0,65Н*с2/м4 [1]);
A-лобовая площадь автомобиля, м2 [2];
А=В*Н, (7)
где В-колея машины (В=2,032м);
Н-высота машины (Н=2,650м);
А= 7,97*2,65=6,22м2;
h тр –КПД трансмиссии (h тр=0,88[2]);
Pev=25*10-3(285912,5 *0,021+0,65*625*6,22)/0,88=287,4 кВт.
Максимальная мощность двигателя Pmax, кВт, находится по эмпирической
формуле Лейдермана [2]:
Pmax= Pev/[a(nmax/nр)+b(nmax/nр)2-(nmax/nр)3], (8)
где a, b -эмперические коэффициенты (a=0,87, b=1,13 [2]);
nmax/nр=1,2 [2] (nmax=3840 об/мин, nр=3200 об/мин);
Pmax=287,4 /[(0,87*1,2+1,13*(1,2)2-(1,2)3]=304,7 кВт.
Для построения внешней характеристики формулу (8) записывают в виде:
Pe= Pmax[ 0,87*(nе/nр)+1,13*(nе/nр)2-(nе/nр)3], (9)
где Pe, nе- текущее значения соответственно мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала.
Задаваясь значениями nе, которые соответствуют значениям nе/nр=0.2;0.4…1.0,1.2 определяем величины мощностей Pe.
Крутящий момент на валу Те, Н*м [2]:
Те=1000*Pe/we, (10)
где we-угловая скорость рад/c;
we=2pne. (11)
Таблица 4.1 – Внешняя характеристика двигателя.
Показатели |
Отношение nе/nр |
|||||
nе=10,66 |
nе=21,33 |
nе=31,99 |
Nе=42,66 |
nе=53,33 |
nе=63,99 |
|
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
|
we, рад/с |
66,94 |
133,96 |
200,90 |
267,90 |
334,91 |
401,86 |
Pe, кВт |
64,4 |
141,6 |
217,2 |
276,4 |
304,7 |
287,4 |
Те, Н*м |
962,1 |
1057 |
1081,1 |
1031,7 |
909,8 |
715,2 |
5 ВЫБОР ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ
Передаточное число главной передачи iгл определяется из условия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.