По
нагрузке рассчитывают подшипники сателлитов. При расчёте
валов предполагается неизбежная неравномерность распределения нагрузки между сателлитами,
связанная с неточностью изготовления колёс и различными фазами зацепления
(однопарное или двухпарное), неточностью изготовления других деталей и монтажа.
При наличии «плавающего» солнечного или корончатого колеса считается, что два
зацепления передают 40% полной нагрузки Fn,
а третье — 20%. В результате образуется неуравновешенная нагрузка
(рис.
12).
Рис. 12. Силы в зацеплениях планетарной передачи
. (64)
Неуравновешенная сила, действующая на вал водила со стороны его осей,
приблизительно в два раза больше силы; её прикладывают
посередине сателлитов:
.
При расчёте валов I и III (рис.
10) на прочность силы и
прикладывают
в направлении, увеличивающем напряжения и деформации, т.е. в направлении
наибольшей консольной нагрузки от соседних передач (см. разд. 19).
12.5. Частоты вращения колёс
При расчёте числа циклов нагружения и подборе подшипников следует знать относительные частоты вращения колёс. Число циклов нагружения солнечного колеса определяют по формуле (20), в которой принимают
. (65)
Частота вращения наружного кольца подшипника относительно оси водила:
. (66)
Частота
вращения водила .
Исходя из того, что толщина обода сателлита должна быть не менее 2,25т, максимально допустимый диаметр наружного кольца подшипника
. (67)
Пример 8. Рассчитать
планетарную передачу с прямыми зубьями по схеме рис. 10 по следующим исходным
данным: мощность P1 = 5 кВт;
частота вращения п1 = 950 об/мин; передаточное
отношение = 7; число сателлитов пс
= 3; ресурс tS = 16000 ч.
Решение.
1) Подбор чисел зубьев и проверки – формулы (48)…(51). Принимаем z1= 18, тогда z3= 18·(7 – 1) = 108. Проверяем условие сборки: (z1 + z3)/nc = (18 + 108)/3 = 42 (целое число).
Число зубьев сателлитов z2 = (z3 – z1)/2 = (108 – 18)/2 = 45. Условие соседства (z1 + z2)·sin(p/nc) – z2= (18 + 45)×sin120° – 45 = 54,6 – 45 = 9,6 > 2.
При
z2 = 45 интерференции нет (табл. 13). Проверяем передаточное
отношение: = 1 +108/18 = 7. Все
проверки выполнены.
2) Материалы и допускаемые напряжения. Принимаем для колёс сталь 45 (термообработка — улучшение) с твёрдостью Н = 269…302НВ (табл. 6). Допускаемое контактное напряжение [11]:
.
Допускаемые изгибные напряжения [11]:
.
3) Кинематические расчёты.Крутящий
момент на валу солнечного колеса T1 = 9550P1/n1 = 9550 × 5/950 = 50,26 Н×м. Определяем КПД редуктора. Принимаем h= 0,96 (Прил.
А). КПД обращённого механизма = h2= 0,962 = 0,92. КПД планетарной передачи –
формула (56):
.
Крутящий момент на водиле – формула (55):
Тh = 50,26 × 7 × 0,93 = 327,2 Н×м.
Момент на корончатом колесе:
= 50,26
× (108/18) × 0,962 = 277,9
Н×м.
Проверка:
Тh– Т3 – Т1 = 327,2 – 277,9 – 50,26 @ 0.
Частота вращения водила:
= 950/7 = 135,7 об/мин.
Относительная частота вращения солнечного колеса:
= 950 – 135,7 = 814,3 об/мин.
Относительная частота вращения наружного кольца подшипника сателлита:
= (950 – 135,7) × 18/45 = 325,7 об/мин.
Принимаем коэффициент ширины yа= 0,25; передаточное число и = z2/z1 = 45/18 = 2,5 (шестерня — солнечное колесо). Принимаем длительную работу и коэффициенты КHд = КFд = 1. Принимаем ориентировочно коэффициент нагрузки КH = КF = 1,2. Расчётный момент:
Н×м.
4) Межосевое расстояние из расчёта внешнего зацепления на контактную выносливость:
мм.
Модуль зацепления:
мм.
5) Геометрические параметры. Принимаем m = 2,5 мм. Делительное межосевое расстояние:
мм.
Принимаем aw = 80 мм по ГОСТ 6636 (Прил. В). Коэффициент воспринимаемого смещения:
Угол зацепления:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.