Определение, структура и функции культуры. Органические и телеологические теории культуры. Субкультуры европейского средневековья

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Культурология

Преподаватель – Софья Александровна

Слушатель – Никифоров Михаил

Курс 1. Семестр осенний. 2003 г.

Предмет культурологии: Определение, структура и функции культуры.

Культура – все, что создано человеком, т.е. все, что не является природой.

Культура изменяет способности человека, а именно:

1)  Интеллект, рассудок, способность познавать окружающий мир.

2)  Поведение

3)  Эмоциональная сфера, способность чувствовать, ум, воля.

В каждой культуре существует своеобразный тип идеального человека.

Этология – научная дисциплина. Изучение поведения животных.

Структура культуры.

Субъект культуры – тот, кто создает культуру. Может быть как отдельный индивид, так и группа людей.

Объект культуры – антоним субъекта. Это то, что претерпевает изменения. То, что меняет культура.

а) Материальные объекты (все осязаемые вещи)

б) Духовные объекты (представления людей, их убеждения, знания)

в) Материально-духовные объекты

Функции культуры

  1. Защитно-адаптивная функция (осуществляет выживание и комфортабельное существование человека). В основном – защита от природы. Все предметы, нужные человеку для комфортабельного существования. Направлены на жизнедеятельность культуры.
  2. Коммуникативная функция. Системы знаков для хранения и передачи информации. Создание этой системы (человеческая речь, письменность). Все достижения культуры передаются в том виде, в котором были созданы.

Существует типология культуры, где выделяют: дописьменные культуры, письменные культуры, аудиовизуальные культуры.

  1. Сигнификативная функция (сигнум-знак). Заключается в наделении смыслом (значением) явлений окружающего мира и фактов человеческой культуры. Каждая культура создает какие-то представления о культуре, его объектах и т.д.
  2. Нормативная функция культуры. а) Побуждающая (мыть руки перед едой)

           б) Запрещающая (не курить, не ходить без формы)

Культура – специфический способ организации жизнедеятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, структуре ценностей, системе социальных норм, совокупности отношений человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.

История культурологической мысли.

Культура пришла от мира. cultura – colere – возделывать то, что должно быть возделано

natura – природа – nascere – то, что должно родиться

В прошлом культуру считали даром (Прометей принес огонь и т.п.)

Телеологические теории культуры

Телос – цель.

Связаны с представлением о наличии цели развития культуры.

В этих теориях все многообразные культуры, существовавшие в прошлом и существующие ныне рассматриваются как вехи (шаги, метки) на едином пути к достижению этой цели.

1) Эти теории связаны с представлением о том, что каждый шаг связан с позитивными решениями, улучшающими жизнь людей.

2) Для всех телеологических теорий характерно представление о прогрессе.

3) Характерен европоцентризм.

1 позиция. Иоганн Гердер (религия-главное). 18 век. Век просвещения. “Человек – вольноотпущенник природы”. Считал, что человека создают 3 грации: разум, религия, гуманность.

2 позиция. М.Ж-А. де Кондорсе. “В основе развития культуры лежат достижения в сфере науки, техники, общественной жизни”. В тюрьме пишет книгу “Эскиз исторической картины, прогресса человеческого разума”. Он выделяет 10 эпох:

1) Хаотическая жизнь без правил. Возникновение семьи.

Похожие материалы

Информация о работе