Определение, структура и функции культуры. Органические и телеологические теории культуры. Субкультуры европейского средневековья, страница 5

Античная цивилизация

 - это культура Древней Греции и Рима.

В 12 веке до н.э. пришли греки. С 12 по 7 век до н.э. – Гомеровский век.

Гомер – писал Илиады, написал “Одиссей”, поэмы.

7-6 века до н.э. – закладываются основы греческой культуры – Архаический период (не связан с архаической культурой).

А.Тойнби – цивилизация античности – цивилизация ремесла и торговли.

В греческой культуре религия не играет важной роли. На первом плане божеств – Афина (богиня мудрости, ремесла), Посейдон.

Греческие мифы превращаются в литературу.

Политическая структура у греков – демократия.

Полис – город-государство в Древней Греции.

Остракизм – изгнание из полиса.

Античная цивилизация основана на классическом рабстве.

Основные аспекты воспитания свободного человека:

1. Культура тела – заключается в греческой гимнастике и спортивных состязаниях.

Поликлер – первый скульптор (копьеносца сделал Дорифор). Он пишет сочинение Канон=Мера в котором говорит о пропорциях внешности человека.

Мирон – скульптор, сделал спортсмена в движении (дискобол).

Фидий – статуя Зевса. 5 век до н.э. – классический период в античной культуре. Один из перестройщиков Афин. Переделывал Акрополь (комплекс храмов).

Парфенон – главный храм в Акрополе.

2. Культура речи. Искусство убеждения.

3. Культура ума. Появляются платные учителя – софисты.

Философия – складывается система рационального доказательства.

4. Атональность – принцип соперничества.

а) возникновение игр;

б) состязания между лидерами политических партий.

Основной формой искусства является изображение внутреннего мира человека (трагедия).

Основная тема трагедии – столкновение человека, стремящегося выполнить свой долг сроком или судьбой, олицетворяющей незыблемые законы мироздания.

1 – Эсхил (“Прометей прикованный”)

2 – Сафокл (“Антигона”)

3 – Еврипид (“Медея”) Он отказывается от идеализации трагического героя.

Лекция

Субкультуры европейского средневековья.

а) Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Начинается в Италии в 13 веке и продолжается до середины 16 века.

На севере Европы возрождение охватывает 15-16 века.

            Люди, жившие в то время полагали, что они восстанавливают ценности античной цивилизации, но шел процесс формирования новых ценностей.

            На 1-ый план выдвинули города. Характер культуры определяется городскими жителями, которые были озабочены улучшением положения для людей, а е для души. В эту эпоху мировоззрения людей становится не геоцентрическим, а антропоцентрическими (что приносит человеку пользу, как ему разумно прожить жизнь)

            Возникает течение – гуманизм (под влиянием антропоц.). В ту эпоху было понятие studia humana(изучение человеческого) и антологии studia dinna(изучение божественности).  Гуманит – те, кто изучает античные тексты. Говорят о достоинстве человека, считают его подобным богу, способным к творчеству.

            Главный результат обращения к античности – меняется отношение к человеку. Человек начинает обращать внимание на свою жизнь.

            В эпоху возрождения появляется реалистическая литература. Основной жанр – новелла (рассказ о реальных человеческих деяниях). Один из сборников – Декамерон(десятидневник).

            Значение эпохи возрождения – людям позволяют говорить о людском.

            Фр. Петрарка – говорит о своих чувствах к земной женщине, говоря, что эти чувства тоже благородные.

            Разрабатываются принципы религии, анатомии. Живопись – средство познания окружающей действительности.