Античная цивилизация
- это культура Древней Греции и Рима.
В 12 веке до н.э. пришли греки. С 12 по 7 век до н.э. – Гомеровский век.
Гомер – писал Илиады, написал “Одиссей”, поэмы.
7-6 века до н.э. – закладываются основы греческой культуры – Архаический период (не связан с архаической культурой).
А.Тойнби – цивилизация античности – цивилизация ремесла и торговли.
В греческой культуре религия не играет важной роли. На первом плане божеств – Афина (богиня мудрости, ремесла), Посейдон.
Греческие мифы превращаются в литературу.
Политическая структура у греков – демократия.
Полис – город-государство в Древней Греции.
Остракизм – изгнание из полиса.
Античная цивилизация основана на классическом рабстве.
Основные аспекты воспитания свободного человека:
1. Культура тела – заключается в греческой гимнастике и спортивных состязаниях.
Поликлер – первый скульптор (копьеносца сделал Дорифор). Он пишет сочинение Канон=Мера в котором говорит о пропорциях внешности человека.
Мирон – скульптор, сделал спортсмена в движении (дискобол).
Фидий – статуя Зевса. 5 век до н.э. – классический период в античной культуре. Один из перестройщиков Афин. Переделывал Акрополь (комплекс храмов).
Парфенон – главный храм в Акрополе.
2. Культура речи. Искусство убеждения.
3. Культура ума. Появляются платные учителя – софисты.
Философия – складывается система рационального доказательства.
4. Атональность – принцип соперничества.
а) возникновение игр;
б) состязания между лидерами политических партий.
Основной формой искусства является изображение внутреннего мира человека (трагедия).
Основная тема трагедии – столкновение человека, стремящегося выполнить свой долг сроком или судьбой, олицетворяющей незыблемые законы мироздания.
1 – Эсхил (“Прометей прикованный”)
2 – Сафокл (“Антигона”)
3 – Еврипид (“Медея”) Он отказывается от идеализации трагического героя.
Лекция
Субкультуры европейского средневековья.
а) Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Начинается в Италии в 13 веке и продолжается до середины 16 века.
На севере Европы возрождение охватывает 15-16 века.
Люди, жившие в то время полагали, что они восстанавливают ценности античной цивилизации, но шел процесс формирования новых ценностей.
На 1-ый план выдвинули города. Характер культуры определяется городскими жителями, которые были озабочены улучшением положения для людей, а е для души. В эту эпоху мировоззрения людей становится не геоцентрическим, а антропоцентрическими (что приносит человеку пользу, как ему разумно прожить жизнь)
Возникает течение – гуманизм (под влиянием антропоц.). В ту эпоху было понятие studia humana(изучение человеческого) и антологии studia dinna(изучение божественности). Гуманит – те, кто изучает античные тексты. Говорят о достоинстве человека, считают его подобным богу, способным к творчеству.
Главный результат обращения к античности – меняется отношение к человеку. Человек начинает обращать внимание на свою жизнь.
В эпоху возрождения появляется реалистическая литература. Основной жанр – новелла (рассказ о реальных человеческих деяниях). Один из сборников – Декамерон(десятидневник).
Значение эпохи возрождения – людям позволяют говорить о людском.
Фр. Петрарка – говорит о своих чувствах к земной женщине, говоря, что эти чувства тоже благородные.
Разрабатываются принципы религии, анатомии. Живопись – средство познания окружающей действительности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.