Мировые религии и биоэтика

Страницы работы

Содержание работы

УДК 26 +17

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И БИОЭТИКА

А.И.Родионова

Со второй половины ХХ века мы видим огромнейшее усовершенствование наук, техники и медицины. Однако вместе с  тем человечество неожиданно оказывается перед множеством неожиданных ситуаций. Благодаря естественным наукам и  технике, человек покоряет природу - но одновременно он становится перед экологическойдрамой небывалого объема. Благодаря информатике, человеку доступно любое количество знаний и контактов, но никогда общество не испытывало столько анонимности и индивидуального отчуждения, как сегодня. Да, медицина смогла удлинить человеческую жизнь вдвое, но мы стоим в ошеломлении перед проблемой престарелости наших же близких, да и перенаселенности как таковой.

        Как бы в попытке предотвратить возможные этические дилеммы, угрожающие от всего научного и технического прогресса, возникает то, что сегодня называется «биоэтикой»: За закрытыми дверьми лабораторий, а затем  при  содействии юристов и представителей разных религиозных и общественных учреждений, ученые, и вслед за ними профессионалы-биоэтики трудятся в поисках предварительных решений «этически спорных» ситуаций и трендов.

        В этой ситуации почти внезапно встает вопрос, а как проблемы современного развития видятся из перспективы традиционных вероисповеданий? И какую ценность представляют?

Мы попытаемся приблизить самые основные принципы больших монотеистических религий по отношении в медицинской этике и биоэтике.

        В нашем геокультурном пространстве самой древней из современных религий является иудаизм. Однако очень сложно говорить о собственно иудейской биоэтике. Скорее в традиционной иудейской религии существует т.н. «халаха» объемная система требований, постановлений и запретов, восходящая к традиционному иудейскому закону и к талмудической традиции.

        В смысле врачебной этики, иудейскаярелигия наиболее широко и бескомпромиссно выступает за сохранение жизни. Убеждение в священности каждой человеческой жизни ярко проявляется в отношении иудеев к контрацепции, абортам, эвтаназии, самоубийству, аутопсии, а в последнее время к этому списку прибавились трансплантация и генная инженерия.  В соответствии с Галахой приспособления для контрацепции, стерилизация применяться не могут, за исключением случаев, когда под угрозой находится жизнь матери. Оплодотворение в «пробирке» в принципе одобряется, но запрещается при наличии анонимного донора, что может привести к непреднамеренному инцесту. В соответствии с Мишной, если жизнь матери находится в опасности, аборт не только разрешен, но и обязателен, так как жизнь существующая имеет приоритет перед потенциальной жизнью зародыша. В 1977 году государство Израиль приняло закон об абортах, в соответствии с которым, разрешаются аборты в случаях изнасилования, инцеста, серьезного уродства и беременности несовершеннолетних. Ортодоксальный иудаизм  возражал против этого закона, так же как Римско-католическая церковь возражает против этого закона в Ирландской республике. Иудаизмом запрещены эксперименты над зародышами так же как и донорство органов, если существует пятидесятипроцентная  вероятность, что пациент или реципиент умрет. Существует так же возражение против трансплантации сердца. Иудейская традиция утверждает, что прекращение жизненных функций мозга не означает смерть, она наступает с прекращением работы  сердца и легких. Поэтому иудаизм рекомендует медицине стремиться поддерживать работу этих органов,  даже если мозг умер

Автономия пациента, напротив, имеет скорее подчиненное значение. О «здоровье» здесь говорится скорее на языке заповедей и обязанностей, чем на языке прав человека. Надежда и вера рассматривается при этом как главная сила в исцелении человека. Врач ни в коем случае не имеет право оставлять пациента в безнадежных ситуациях, он должен исполнять функции по уходу за пациентом. В Галахе и Мишне четко регламентированы взаимоотношения между пациентом и врачем. Мало того, в США, где очень высок процент ортодоксальных иудеев существует так называемый «Билль о правах пациента-еврея», документ, который призван помочь пациенту или его семье противостоять неправомерным требованиям подчиниться официальной медицине и помочь медикам избежать нанесения обиды верующим. В заключении следует отметить, что внутри иудейской религиозной традиции существуют различные взгляды на прочтения рассмотренных выше вопросов.

        С точки зрения римско-католической Церкви, вопросы биоэтики и этики врачевания решаются с высокой степенью социальной активности и профессионализма. Несмотря на то, что сегодня в богословии римско-католической Церкви часто говорится о плюрализме позиций, но по-прежнему Папе римскому и Ватикану принадлежит центральное значение и авторитет, как при решении данных проблем, так и при установлении соответствующих документов.

        На первом месте в католической биоэтике находится святость жизни:  жизнь всегда должна рассматриваться как «дар Божий». Человек является только «пользователем» этого дара. Поэтому католическая церковь полностью отвергает эвтаназию и прерывание беременности. Утилитаристский принцип «градуализма» также не приемлется (… ситуация постепенного разрушения личности, например, у пациентов с тяжелой формой слабоумия). Примечательно, что при этом признается принцип «пропорционализма», согласно которому в определенных критических ситуациях этически правильное решение является результатом сравнения, т.е. относительного противовеса элементов блага с элементами зла. В общем, уважается принцип автономии пациента,  однозначно одобряется трансплантация органов.

        В случае протестанской биоэтики трудно говорить о какой-либо единой концепции, не в последнюю очередь  в виду множественности протестанских направлений. Общим для них являются ссылка на Священное Писание и значимость антропологии, результатом чего может быть соответствующая гуманистическая позиция в биоэтике. Протестанские биоэтики также принадлежат к наиболее активным в этих вопросах.

Похожие материалы

Информация о работе