Мировые религии и биоэтика, страница 2

        Православные христиане были до сих пор не так активны в биоэтике. Хотя их объединяет верность богословскому наследию христианства первого тысячелетия, административно они принадлежат независимым «автокефальным» поместным Церквам, что затрудняет создание единой биоэтической концепции. Центральную роль у них играет «христианская традиция», под которой, наряду с «литургической жизнью», понимается творчество отцов Церкви и Священное Писание. На первом плане в биоэтических размышлениях находится православная антропология, согласно которой каждый человек должен рассматриваться как «образ Божий» в смысле его уникальности и креативности, как способности сотворять по своему замыслу. В соответствии с этим каждый человек призван к положительному духовному росту  в смысле «синергии с Творцом». В этой связи примечателен принцип «икономии» (дословно- «домостроительства»), который допускает исключение из церковных постановлений, если это окажется необходимым ради любви и спасения конкретного человека. И здесь высокая ценность жизни и Творения также является центральной темой. В этом смысле можно рассматривать православный подход к современной науке и медицине: поскольку исторический конфликт в смысле «греха Галилея» здесь никогда не имел места, то современные достижения вполне могут быть рассматриваемы в подтверждение неизреченного размера творения Божьего – но естественно из позиции уважения и трепета к замыслу Божьему.

        В конкретных вопросах биоэтики православное богословие опирается на византийскую традицию, однако, не смотря на определенные документы отдельных поместных православных Церквей, официальные определения по вопросам биоэтики указывают скорее на общие нравственные подходы и фактически никогда не имеют юридический характер.

        С точки зрения ислама, в вопросах медицинской этики и биоэтики, как и во всех других сферах жизни, на первом плане находится центральное положение веры «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». В соответствии с этим письменным источником исламской веры – Корану и Сунне – принадлежит основное значение. Конкретные вопросы врачебной этики и биоэтики бывают решаемы по принципу т.н. «иджихад», что можно понимать как метод динамического анализа на основании упомянутых священных письменных источников Ислама. При этом высший авторитет принадлежит т.н. «Улама» - «мудрым мужам», причем  большая роль отводится важным центрам исламской учености (например, Каирскому университету).

        Здесь также человеческая жизнь имеет высший приоритет, но одновременно человек должен осознавать, что «все находится в руках Божьих». Принципу автономии пациента здесь уделяется большое значение, причем особое внимание здесь отводится половой зрелости пациента. Послушание родителям и родственная последовательность должны быть соблюдаемы и в таких вопросах, как конкретные возможности репродуктивной медицины или в молекулярной биологии. В мировом масштабе в исламе существуют немалые различия, зависящие от соответствующих традиций.

            Буддисты подходят ко всем моральным ценностям и, следовательно, к биоэтическим, учитывая следующие принципы:

* очищение разума и развитие мудрости;

* следование наставлениям;

* непреложность закона Кармы и перерождения;

* направленность и искусные методы;

* развитие участливой доброты, а также сострадания.

            Если человек ориентируется в жизни на эти принципы, то все его дела будут благославением, а мир будет спасен от болезни и беспорядка.            Для буддиста нет высшего авторитета, разбирающего, что правильно и что неправильно в каждом конкретном случае. Вы можете пользоваться правилами и инструкциями, прибегать к определенным ограничениям, однако ответственность за принятие решений, лежит только на вас. Разберем несколько биоэтических ситуаций, которые иллюстрируют эту мысль. Буддисты считают предосудительным отнимать у живого существа жизнь при любых обстоятельствах, энергия других людей для них священна.  Хотя на акт убийства и наложен запрет, а  к убийству в буддизме относятся также  эвтаназия и аборт, все же  важно проявлять сострадание в соответствии с последним нравственным положением.  В принципе аборта следует избегать, но  иногда следует принимать во внимание и обстоятельства, смягчающие вину женщины.  Самоубийство и эвтаназия, как и остальные осознанные действия и волевые акты, подчинены закону кармы. Самоубийство – это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственной существование. Эвтаназия портит карму не только больного, но и врача. Результат таких поступков – последующее рождение в царстве сансары и, значит, дальнейшее страдание. Тем не менее, если речь идет о Благородном существе, человеке, который избавился от всех желаний, то акт самоубийства может быть оправдан. Последствия поступков такого человека уже не имеют значения – он переходит в нирвану. В целом, буддизм мало волнуют вопросы земной жизни человека, цель правоверного буддиста – покинуть этот мир и распрощаться со всеми проблемами.

В заключении, следует отметить, что первоначально биоэтика понимала себя как прагматический способ избегания возможных моральных дилемм, которые могли возникнуть в современной медицине или науке. Существенной проблемой при этом является моральный релятивизм, облегчающий путь множеству  злоупотреблений достижениями науки и медицины. Понятие «здоровье» тоже стало рыночным продуктом и может «продаваться» разнообразными способами. Сейчас «здоровье» не является исключительно  принадлежностью науки и медицины. Возможно, учет духовногоразмераэтого понятия, который мы наблюдаем в различных мировых религиях,  мог бы придать больше стабильности при рассмотрении актуальных проблем науки и медицины.

Литература

  1. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 2001.
  2. Эррикер К. Буддизм. – М., 1998.
  3. Культурология: учебное пособие/ составитель и отв. ред. А.А. Радугин –М., 2005.
  4. Фаворов Н. Что такое христианская нравственность. – М., 2003.