Скорость, км ч Рис. 6.3. Зависимость полной боковой силы и силы сцепления колёс АТС от скорости движения (при угле 0=10 град): 1 - сила сцепления Ку (по строке 24); 2 - полная касательная сила Ру (по строке 20); 3 - сумма строк 20 и 24 табл.6.2 |
Поскольку сила сцепления колёс, т.е.касательные реакции дороги Ку , будут всегда противоположно направлены полной касательной силе Ру, то при наличии знакопеременной зависимости Ру = /(Уа), на графике нагляднее изображать зависимость модуля Ку от Уа, как это показано на рис.6.3. Однако, в этом случае по графику неудобно определять критическую скорость по условию заноса Уз, при которой Ру- Ку. Для получения Уз в виде точки пересечения линий, следует построить (используя строку 25 табл) кривую суммы сил. Точка пересечения кривой 3 с осью скорости и будет являться значением критической скорости по условию заноса Уз.
Аналогично представляют графически и результаты вычислений зависимости моментов полных боковых сил от скорости АТС (рис. 6.4). В данном случае модулем представлен момент МУЛ , удерживающий АТС от бокового опрокидывания (кривая 2). Очевидно, что значением критической скорости по условию опрокидывания Уо будет соответствовать скорость в точке пересечения кривых.
Рис. 6.4. Зависимость опрокидывающего и удерживающего момента от скорости движения (при угле Р=10 град): 1 - опрокидывающий момент М0п (по строке 26 табл.6.2); 2 - удерживающий момент Муд (по строке 27 табл.6.2) |
6.3. Расчет и построение зависимости сил и моментов, действующих на АТС, от поперечного уклона дороги
Для решения задачи следует использовать массив исходных данных (табл. 6.1) и алгоритм расчета параметров из раздела 6.1.
В данном разделе необходимо приводить используемые формулы согласно алгоритму как в буквенном, так и численном видах. В численном виде представляют все единичные вычисления, а при наличии ряда расчетов одного параметра - приводить пример для одного значения варьируемого параметра. Результаты расчетов следует изложить в табл. 6.3.
Используя в качестве независимой переменной угол поперечного уклона дороги (строка 7), рассчитывают в последовательности, заданной табл. 6.3, независимые от угла (3 параметры (строки 11... 18), а также функционально зависимые от (3 параметры в строках 19...27.
Результаты вычислений используют для построения графических зависимостей полных боковых сил и моментов, действующих на АТС в заданном диапазоне изменения (3 (рис. 6.5, 6.6).
Таблица 6.3.
Результаты расчета зависимости параметров движения АТС от поперечного уклона (с примером частичного заполнения)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.