Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Красноярский государственный технический университет
Кафедра______________________
Анализ эксплуатационных свойств
__________________________________________
(указать марку автомобиля или автопоезда)
Руководитель работы _________________
(ФИО)
Разработал студент ___________________
(группа, ФИО)
Красноярск 2005
Задание
на курсовую работу студенту ______________________________________
(группа, ФИО)
Тема работы: Анализ эксплуатационных свойств автомобиля (автопоезда)
Срок сдачи студентом работы:______________________________________
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
1. Автомобиль_________________________________________________________
2. Прицеп (полуприцеп) ________________________________________________
3. Груз________________________________________________________________
4. Дорожные условия (вариант): тип и состояние дорожного покрытия ___________________________________________________________________
коэффициент сопротивления качению ; ________
коэффициент сцепления j ; ________
радиус кривых в плане R ; ________
продольный уклон i ; ________
Задание получил ________ ____________________
(дата) (подпись студента)
Руководитель работы _____________________ ___________
(долж., кафедра) (подпись)
Задание:
Марка автомобиля – Москвич 412
Дорожные условия:
Коэффициент сцепления φ = 0,7 Коэффициент сопротивления качению f = 0,018
Уклон дороги i = 6%
Радиус кривой в плане R = 75м
Содержание
Задание
1. Массив исходных данных
2. Размещение груза на автотранспортном средстве
2.1 Размещение груза на АТС
2.2 Определение центра масс АТС и нормальных реакций дороги
2.3 Определение аэродинамических параметров АТС
3. Анализ тягово-скоростных свойств АТС
3.1 Расчет и анализ тяговой и динамической характеристик, графика ускорений
3.2 Расчет и анализ скоростной характеристики
4. Топливная экономичность АТС
5. Тормозные свойства АТС
Таблица 1 – Характеристика автомобиля Москвич 412
Наименование параметра |
Размерность |
Значение |
Грузоподъемность |
кг |
350 |
Допустимая масса прицепа (полуприцепа) |
кг |
300[1] |
Собственная масса, |
кг |
1045 |
в т. ч. на переднюю ось |
кг |
555 |
на заднюю ось (или тележку) |
кг |
490 |
Полная масса, |
кг |
1445 |
в т. ч. на переднюю ось |
кг |
665 |
на заднюю ось (или тележку) |
кг |
780 |
Радиус поворота по оси внешнего переднего колеса |
м |
5,25 |
Максимальная скорость |
км/ч (м/с) |
140 |
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч |
л/100км |
8,8 |
Передаточные числа коробки передач |
I – 3,49; II – 2,04; III – 1,33; IV – 1,00; З.Х. – 3,39 |
|
главной передачи |
4,22 |
|
Число ходовых колес |
4+1 |
|
Размер шин |
дюйм (мм) |
6,45-13 (165-330) |
Статический радиус колеса |
м |
0,2805 |
Момент инерции колеса |
0,716 |
|
Масса агрегатов: двигатель с оборудованием и сцеплением |
кг |
167 |
коробка передач |
кг |
21 |
карданный вал |
кг |
8 |
передний мост |
кг |
77 |
задний мост |
кг |
55 |
кузов |
кг |
260 |
колесо в сборе с шиной |
кг |
14,5 |
радиатор |
кг |
7 |
База L |
мм |
2400 |
Колея передних колес |
мм |
1247 |
задних колес |
мм |
1237 |
Кузов: длина |
мм |
4120 |
Ширина |
мм |
1550 |
высота бортов |
мм |
- |
погрузочная высота |
мм |
- |
Седло тягача: высота |
мм |
- |
Смещение относительно задней оси |
мм |
- |
Таблица 2 – Характеристика двигателя 412, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый
Наименование параметра |
Размерность |
Значение |
|||||||||||
Максимальная мощность при = 5800 об/мин |
кВт |
55,181 |
|||||||||||
Максимальный крутящий момент при = 3000-3800 об/мин |
Н·м (кгс·м) |
111 (11,4) |
|||||||||||
Момент инерции вращающихся частей |
0,1540 |
||||||||||||
Рабочий объем |
л |
1,48 |
|||||||||||
Степень сжатия |
8,8 |
||||||||||||
Минимальный эффективный расход топлива (снять с графика) |
г / кВт·ч |
301 |
|||||||||||
Скоростная характеристика. Зависимость = f () |
|||||||||||||
, об/мин |
800 |
1300 |
1800 |
2300 |
2800 |
3300 |
3800 |
4300 |
4800 |
5300 |
5800 |
||
, Н·м |
101,70 |
106,71 |
110,35 |
112,65 |
113,59 |
113,19 |
111,43 |
108,33 |
103,87 |
98,06 |
90,89 |
||
Рис.1. Внешняя характеристика двигателя 412 ( = f ()).
2 Размещение груза на АТС
2.1 Размещение груза на АТС
Для начала определим масштабный коэффициент, с помощью которого мы будем находить истинные значения АТС:
μ = l / L (1)
где l - база автомобиля по рисунку, мм;
L - истинное значение базы, мм.
μ= 58 / 2400 = 0,024
На рисунке изобразим пассажиров первого ряда сидений, пассажиров второго ряда сидений и груз в багажном отделении автомобиля. Кузов автомобиль загружен пятью единицами груза: четыре человека (по 75кг) и один штучный груз (50кг).
2.2 Определение центра масс АТС и нормальных реакций дороги
Значение абсцисс и ординат центров масс порожнего (ЦМо), груженного (ЦМа) АТС определяют в координатах АТС xoh (рис.2).
Используя значения собственной и полной массы автомобиля (табл.1), распределенной по его осям, определим координаты ЦМ порожнего () и груженного () автомобиля в системе прямоугольных координат (рис.2) xoh по формулам:
для порожнего АТС хо=mo2·L / mo, (2)
хо=(490·2400)/1045=1125 (мм);
ho=1,5·rk, (3)
ho=1,5·280,5=420,75 (мм)
для груженного АТС ха=(хо·mo+хп1·mп1 zп1+хп2·mп2 zп2+xг·mг)/mа (4)
ха=(1125∙1045+1333∙75∙2+2208∙75∙2+3000∙50)/1445=1285 (мм);
ha=( hо∙mо+hп1·mп1 zп1+hп2·mп2 zп2+hг·mг)/mа (5)
hа=(420.75∙1045+708∙75∙2+792∙75∙2+667∙50)/1445=483 (мм);
Полученные результаты запишем в таблицу 3 и отразим на рис.2 c учетом масштабного коэффициента.
Таблица 3 – Координаты центров масс АТС
Центр масс |
Абсцисса Х, мм |
Ордината h, мм |
порожнего АТС |
1125 |
420,75 |
груза |
3000 |
667 |
груженного АТС |
1285 |
483 |
Для определения нормальных реакций дороги Rz, действующих на автомобиль, стоящий на горизонтальной опоре, можно использовать данные о распределение массы по ходовым осям.
Rz1=mа1·g (6)
Rz1=665·9,8=6517 Н
Rz2=mа2·g (7)
Rz2=780·9,8=7644 Н
При известных координатах ЦМа нормальные реакции, для полностью груженного автомобиля, определим из уравнений моментов, составленного относительно начала координат О, Н
Rz2=(mo+mг)·g·xa/L, (8)
Rz2=(1045+50)·9,8·1,285/2,400=5746 Н;
Rz1=(mo+mг)·g–Rz2, (9)
Rz1=(1045+50)·9,8–5746=4985 Н.
2.3 Определение аэродинамических параметров АТС
Учитывая, что лобовую площадь АТС можно разбить на простые фигуры, определим ее как сумму площадей простых фигур:
Тогда лобовая площадь автомобиля равна:
F=1,8 м2
По справочной литературе найдем коэффициент аэродинамического сопротивления Сх, который для данного автомобиля равен:
Сх=0,48
3 Анализ тягово-скоростных свойств АТС
Целью анализа является определение возможностей одиночного автомобиля в заданных дорожных условиях.
Коэффициент учета вращающихся масс δ рассчитывают для каждой передачи коробки по формуле
δ=1+((Jм·Uтр2·ηтр+∑Jki)/ma·rk2) (10)
для первой передачи: δ=1+((0,1540·14,72782·0,95+2,864)/1445·0,28052)=1,304
для второй передачи: δ=1+((0,1540·8,60882·0,95+2,864)/1445·0,28052)=1,121 для третьей передачи: δ=1+((0,1540·5,61262·0,95+2,864)/1445·0,28052)=1,066 для четвертой передачи: δ=1+((0,1540·4,222·0,95+2,864)/1445·0,28052)=1,048
В таблице 4 представлен массив исходных данных и результаты расчета.
Внешняя характеристика двигателя = f () |
||||||||||||||||
, об/мин |
800 |
1300 |
1800 |
2300 |
2800 |
3300 |
3800 |
4300 |
4800 |
5300 |
5800 |
|||||
, Н‧м |
101,70 |
106,71 |
110,35 |
112,65 |
113,59 |
113,19 |
111,43 |
108,33 |
103,87 |
98,06 |
90,89 |
|||||
∆ |
- шаг изменения частоты, об/мин |
500 |
||||||||||||||
- момент инерции маховика двигателя, |
0,154 |
|||||||||||||||
- момент инерции колеса АТС, |
0,716 |
|||||||||||||||
- статический радиус колеса, м |
0,2805 |
|||||||||||||||
- передаточное число главной передачи |
4,22 |
|||||||||||||||
Передаточные числа коробки передач () |
||||||||||||||||
№ передачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||
3,49 |
2,04 |
1,33 |
1,00 |
|||||||||||||
- КПД трансмиссии |
0,95 |
|||||||||||||||
- фактическая масса груженного АТС, кг |
1445 |
|||||||||||||||
- нормальные реакции дороги на ведущие колеса, Н |
7644 |
|||||||||||||||
- коэффициент аэродинамического сопротивления |
0,48 |
|||||||||||||||
F |
- лобовая площадь, |
1,8 |
||||||||||||||
- коэффициент сопротивления качению |
0,018 |
|||||||||||||||
φ |
- коэффициент сцепления |
0,7 |
||||||||||||||
i |
- продольный уклон дороги |
0,06 |
||||||||||||||
Коэффициент учета вращающихся масс (δ) |
||||||||||||||||
№ передачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||
δ |
1,304 |
1,121 |
1,066 |
1,048 |
||||||||||||
3.1 Расчет и анализ тяговой и динамической характеристик, графика ускорений
Тяговую и динамическую характеристики, т.е. зависимости силы тяги и динамического фактора от скорости, рассчитываем, используя данные внешней характеристики ДВС, а также исходные конструктивные и эксплуатационные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.