Примем для колеса и шестерни сталь 40ХН и вариант термообработки 3:
колесо – улучшение и закалка ТВЧ; HRC50.
шестерня – улучшение и закалка ТВЧ, HRC50.
2) Допускаемые напряжения.
,
Предел контактной выносливости:
МПа,
Коэффициенты долговечности:
,
,
Поскольку принимаем .
Коэффициент шероховатости ZR = 1.
Коэффициент окружной скорости ZV = 1.
,
.
Коэффициент запаса прочности SH = 1,2.
Допускаемые контактные напряжения колеса и шестерни равны между собой и равны:
.
Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса определяют по общей зависимости:
,
Предел выносливости .
Коэффициент запаса прочности SF = 1,7.
Коэффициент долговечности:
,
Поскольку , то и .
Коэффициент шероховатости YR = 1,1.
Коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки YА = 1.
.
Из условия сопротивления контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев
, где вспомогательный коэффициент;
для косозубых передач;
номинальный вращающий момент на шестерне, H∙м;
коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность
;
– учитывает внутреннюю динамику нагружения, принимается в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей = 1,01;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент, учитывающий приработку зубьев = 0,71;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий в начальный период работы в зависимости от коэффи-циента ,= 1,28;
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями ;
– коэффициент распределения нагрузки между (начальное значе-ние), ;
– коэффициент ширины, = 0,315.
мм;
В силу того, что получается неудачная компоновка редуктора (из-за малого межосевого расстояния негде разместить крепежные винты) примем до стандартного большего значения:
мм.
Делительный диаметр:
Ширина:
мм;
Принимаем мм;
Максимально допустимый модуль из условия неподрезания зубьев у основания:
мм;
Минимальное значение принимают из условия прочности:
мм;
где – для косозубых передач;
– коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба ;
– учитывает внутреннюю динамику нагружения =1,01;
– учитывает неравномерность распределения напряжений у основа-ния зубьев по ширине зубчатого колеса ;
– учитывает влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями =1,6.
Так как для силовых передач значение модуля применять не рекомендуется то примем мм.
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес:
°.
Суммарное число зубьев для косозубых передач:
;
где угол наклона линии зуба:
;
Определим действительное значение угла :
;
°;
3.2.5 Число зубьев шестерни и колеса
Число зубьев шестерни:
;
Примем .
Число зубьев колеса:
;
3.2.6 Фактическое передаточное число редуктора
отклонение от ранее принятого: что допустимо.
мм – делительный диаметр шестерни;
мм – делительный диаметр колеса;
мм – диаметр вершин колеса;
мм – диаметр впадин колеса;
мм – диаметр вершин шестерни;
мм – диаметр впадин шестерни.
Определим расчетное контактное напряжение
;
где для косозубых передач;
коэффициент нагрузки
;
где коэффициент, учитывающий неравномерность распределение нагрузки между зубьями;
коэффициент, учитывающий неравномерность распределение нагрузки по длине контактных линий, связанную с деформацией валов и самих зубьев колес;
коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагруже-ния;
;
.
Окружная сила Н;
Радиальная сила Н;
Осевая сила Н.
Для колеса:
;
где коэффициент нагрузки ;
коэффициент формы зуба колеса;
Приведенное число зубьев ;
коэффициент наклона линии зуба;
;
коэффициент перекрытия зубьев, – для косозубых передач
МПа;
Для шестерни:
МПа.
3.3.4 Проверка зубьев колес на прочность при действии пиковой нагрузки
МПа.
,
, где – предел выносливости при изгибе, = 650 МПа;
= 2,5 – для сталей с поверхностной термообработкой;
– коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки =1,2;
– Коэффициент запаса прочности = 1,75.
МПа.
Для зубьев шестерни:
;
Для зубьев колеса:
.
4.1 Расчёт тихоходной передачи
1) Выбор материала и термической обработки.
Примем для колеса и шестерни сталь 40ХН и вариант термообработки 3:
колесо – улучшение и закалка ТВЧ; HRC50.
шестерня – улучшение и закалка ТВЧ, HRC50.
2) Допускаемые напряжения.
,
Предел контактной выносливости:
МПа,
Коэффициенты долговечности:
,
,
Поскольку принимаем .
Коэффициент шероховатости ZR = 1.
Коэффициент окружной скорости ZV = 1.
,
.
Коэффициент запаса прочности SH = 1,7.
Допускаемые контактные напряжения колеса и шестерни равны между собой и равны:
.
Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса определяют по общей зависимости:
,
Предел выносливости .
Коэффициент запаса прочности SF = 1,7.
Коэффициент долговечности:
,
Поскольку , то и .
Коэффициент шероховатости YR = 1,1.
Коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки YА = 1.
.
Из условия сопротивления контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев
, где
вспомогательный коэффициент;
для прямозубых передач;
номинальный вращающий момент на шестерне, H∙м;
коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность
;
– учитывает внутреннюю динамику нагружения, принимается в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей = 1,03;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий =1,0426;
– коэффициент, учитывающий приработку зубьев = 0,71;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий в начальный период работы в зависимости от коэффи-циента ,= 1,06;
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями ;
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями (начальное значение);
– коэффициент ширины, = 0,4.
мм;
Поскольку ранее было увеличено межосевое расстояние 1 ступени
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.