, (25)
где - напряжение изгиба у основания зуба полуосевой шестерни, МПа;
- максимальный эффективный крутящий момент двигателя, Нм;
- передаточное число коробки передач на первой передаче;
- передаточное число главной передачи;
- КПД трансмиссии;
- коэффициент блокировки дифференциала;
- нормальный модуль шестерён дифференциала по большому конусу, мм;
- коэффициент формы зуба;
- число зубьев полуосевой шестерни;
- длина образующего конуса полуосевой шестерни (сателлита), мм;
- число сателлитов.
Коэффициент
, (26)
где - длина зуба, мм
.
Поскольку крутящий момент, подводимый к коробке дифференциала, увеличивается за счёт главной передачи, то в уравнение (25) должно входить передаточное число главной передачи . В случае буксования одного из колёс к небуксующему колесу (полуоси) будет подводиться больший крутящий момент, связанный с наличием в дифференциале трения. По этому в уравнение (25) вводится коэффициент блокировки дифференциала . Шестерни дифференциала – прямозубые, т.е. и . Крутящий момент, подводимый к полуосевым шестерням, уменьшается в зависимости от числа сателлитов . В легковых автомобилях обычно устанавливают два сателлита (), а у грузовых – четыре (). И, наконец, крутящий момент делится между двумя полуосевыми шестернями и поэтому в числителе уравнения (25) вместо 6 записывается 3.
Напряжения изгиба не должны превышать 550МПа.
Чтобы возможно было собрать дифференциал, число зубьев полуосевой шестерни должно быть кратным числу сателлитов .
Удельное давление на опорную поверхность оси сателлитов в шестерне (рисунок 6), МПа
, (27)
где - расстояние от среднего сечения зуба сателлита до вершины образующего конуса, мм;
- диаметр оси сателлитов, м;
- длина опорной поверхности сателлитов, м.
Удельное давление на ось сателлита в месте закрепления её в коробке дифференциала, МПа
, (28)
где — плечо приложения силы, возникающей от действия момента , и приложенной в середине опоры оси сателлита в коробке дифференциала;
- длина опорной поверхности оси сателлита в коробке дифференциала.
Удельное (осевое) давление по торцу сателлита (см. рисунок 6)
, (29)
где - площадь опорной поверхности по торцу сателлита;
- угол зацепления шестерён дифференциала;
- половина угла при вершине образующего конуса сателлита.
, (30)
где - число зубьев сателлита;
- число зубьев полуосевой шестерни.
Удельные давления не должны превышать 70МПа.
Для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъёмности применяют недорогие цианированные шестерни. У грузовых автомобилей средней и большой грузоподъёмности и у автобусов используют цементированные шестерни. Применяемые материалы те же, что и в главных передачах: Стали 20Х; 25ХН; 12ХНЗ; 20ХНЗА; 15НМ; 20ХНМ.
Для того, чтобы воспользоваться уравнением (25) необходимо рассчитать или задаться рядом параметров.
Передаточные числа коробки передач и главной передачи выбирают по прототипу или рассчитывают методами теории автомобиля /1/ для каждого конкретного случая.
Коэффициенты блокировки для дифференциалов различных типов были приведены в параграфе 4 (см. таблицу 1).
Нормальный модуль , числа зубьев и соответственно полуосевой шестерни и сателлитов, а также конусное расстояние , можно выбирать, руководствуясь таблицей 3 /4/.
Нормальный модуль шестерён дифференциала связан с окружным или торцовым модулем зависимостью
, (31)
где - окружной, торцовый или внешний модуль;
- половина угла при вершине образующего конуса сателлита.
Коэффициент формы зуба «у» находят в таблице 4 /5/ по приведённому числу зубьев
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.