, (25)
где - напряжение изгиба у
основания зуба полуосевой шестерни, МПа;
- максимальный
эффективный крутящий момент двигателя, Нм;
- передаточное
число коробки передач на первой передаче;
- передаточное
число главной передачи;
- КПД
трансмиссии;
- коэффициент
блокировки дифференциала;
- нормальный
модуль шестерён дифференциала по большому конусу, мм;
- коэффициент формы
зуба;
- число зубьев
полуосевой шестерни;
- длина
образующего конуса полуосевой шестерни (сателлита), мм;
- число
сателлитов.
Коэффициент
, (26)
где - длина зуба, мм
.
Поскольку крутящий момент, подводимый к коробке
дифференциала, увеличивается за счёт главной передачи, то в уравнение (25)
должно входить передаточное число главной передачи .
В случае буксования одного из колёс к небуксующему колесу (полуоси) будет
подводиться больший крутящий момент, связанный с наличием в дифференциале
трения. По этому в уравнение (25) вводится коэффициент блокировки дифференциала
. Шестерни дифференциала –
прямозубые, т.е.
и
.
Крутящий момент, подводимый к полуосевым шестерням, уменьшается в зависимости
от числа сателлитов
. В легковых автомобилях обычно устанавливают два
сателлита (
),
а у грузовых – четыре (
). И, наконец, крутящий момент делится между двумя полуосевыми
шестернями и поэтому в числителе уравнения (25) вместо 6 записывается 3.
Напряжения изгиба не должны превышать 550МПа.
Чтобы возможно было собрать дифференциал, число зубьев
полуосевой шестерни должно быть кратным
числу сателлитов
.
Удельное давление на опорную поверхность оси сателлитов в шестерне (рисунок 6), МПа
, (27)
где - расстояние от среднего сечения зуба сателлита до
вершины образующего конуса, мм;
- диаметр
оси сателлитов, м;
- длина опорной
поверхности сателлитов, м.
Удельное давление на ось сателлита в месте закрепления её в коробке дифференциала, МПа
, (28)
где — плечо приложения
силы, возникающей от действия момента
, и
приложенной в середине опоры оси сателлита в коробке дифференциала;
- длина опорной
поверхности оси сателлита в коробке дифференциала.
Удельное (осевое) давление по торцу сателлита (см. рисунок 6)
, (29)
где - площадь опорной
поверхности по торцу сателлита;
- угол
зацепления шестерён дифференциала;
- половина угла при
вершине образующего конуса сателлита.
, (30)
где - число зубьев
сателлита;
- число зубьев
полуосевой шестерни.
Удельные давления не должны превышать 70МПа.
Для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъёмности применяют недорогие цианированные шестерни. У грузовых автомобилей средней и большой грузоподъёмности и у автобусов используют цементированные шестерни. Применяемые материалы те же, что и в главных передачах: Стали 20Х; 25ХН; 12ХНЗ; 20ХНЗА; 15НМ; 20ХНМ.
Для того, чтобы воспользоваться уравнением (25) необходимо рассчитать или задаться рядом параметров.
Передаточные числа коробки передач и главной передачи
выбирают
по прототипу или рассчитывают методами теории автомобиля /1/ для каждого
конкретного случая.
Коэффициенты блокировки для дифференциалов различных типов были приведены в параграфе 4 (см. таблицу 1).
Нормальный модуль , числа
зубьев
и
соответственно
полуосевой шестерни и сателлитов, а также конусное расстояние
, можно выбирать, руководствуясь таблицей 3
/4/.
Нормальный модуль шестерён
дифференциала связан с окружным или торцовым модулем зависимостью
, (31)
где - окружной, торцовый или внешний модуль;
- половина угла при
вершине образующего конуса сателлита.
Коэффициент формы зуба «у» находят в таблице 4 /5/ по приведённому числу зубьев
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.