В составе информационно-коммуникационного комплекса рынка потребительских товаров следует выделить технические и интеллектуальные элементы. Технические - это различные средства связи, сбора и обработки информации, оснащенные коммуникационные каналы. Создание эффективно действующего технического элемента предполагает разработку, внедрение и развитие автоматизированной системы коммерческой информации (АСКИ).
Интеллектуальный элемент объединяет в своем составе организации, разрабатывающие методологию сбора и обработки необходимой информации. Использование информации, проходящей через торговлю, позволит обществу оценить наконец-то ее объективную роль в процессе и экономического, и социального развития. Важнейшим направлением развития инфраструктуры товарных рынков является их качественное, своевременное информационно-коммуникационное обеспечение, что вызывает объективную необходимость совершенствования данного комплекса (рис.3.5). Одно из основных направлений развития информационно-коммуникационного комплекса - организация наблюдения за товарными рынками и создание служб их изучения с целью формирования общедоступной системы обеспечения товаропроизводителей и торговых посредников информацией о состоянии товарных рынков: конъюнктуре отдельных товарных рынков и рынка потребительских товаров в целом, оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках, анализе движения материальных и финансовых потоков, в т.ч. между регионами, анализе возможностей производства, изучении и анализе потребностей и спроса различных групп потребителей, прогнозировании спроса и цен и т.п. Для реального решения данной задачи необходимо развитие как федеральных, так и региональных информационных систем и сетей, их взаимодействие в едином информационном пространстве страны, внедрение и развитие современных информационных технологий, соответствующих международным стандартам, оснащение коммерческих предприятий и организаций современными средствами передачи и обработки информации, то есть дальнейшее развитие и совершенствование коммуникационного комплекса рыночной инфраструктуры.
Организационный комплекс инфраструктуры рынка потребительских товаров объединяет различные формы сугубо рыночных элементов: товарные биржи, брокерские конторы, ярмарки, аукционы, торговые дома, собственные коммерческие структуры промышленных предприятий, оптовую и розничную торговлю со всем многообразием их организационно-правовых форм и т.д.
Развитие организационного комплекса инфраструктуры товарных рынков предусматривает дальнейшее его совершенствование по ряду направлений, представленных на рис.3.6.
Составной частью инфраструктуры рынка потребительских товаров является материально-технический комплекс, создающий условия для подготовки и обслуживания товарно-денежных операций. Он включает основные фонды торгующих и обслуживающих их организаций, транспортные системы, объекты сервисного обслуживания и т.п. (см. рис.3.3).
Рис. 3.7. Основные направления развития материально-технического комплекса инфраструктуры товарных рынков
Материально-технический комплекс обеспечивает условия функционирования товарных рынков и торговли и поэтому является материальной основой развития рыночной инфраструктуры. Современная материально-техническая база торговли, как оптовой, так и розничной, характеризуется высокой долей физического и особенно морального износа основных фондов, низким удельным весом активной части основных фондов в их структуре, неразвитостью складского и тарного хозяйства, нехваткой высокомеханизированных предприятий с соответствующим комплексом сервисных услуг, недостаточностью складских и торговых площадей, их несоответствием международным стандартам. Поэтому совершенствование материально-технического комплекса стало первоочередной задачей развития инфраструктуры товарных рынков и предусматривает развитие данного комплекса по следующим направлениям (рис.3.7).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.