Инфраструктура рынка потребительских товаров. Понятие и основные функции инфраструктуры, страница 2

Регулирующая функция определяется характером соотношения основных категорий рынка - спроса и предложения - и  поддерживает сбалансированность между ними.

Стимулирующая функция основывается на реализации первых трех и при качественном их выполнении побуждает участников рыночных отношений на изменение масштабов и уточнение (корректировку) направлений деятельности.

Эффективное  выполнение названных функций - одна из центральных проблем формирования качественной инфраструктуры рынка. Действующая в настоящее время в России рыночная инфраструктура - наиболее отсталое звено экономики, не способное обеспечивать ее эффективное формирование. Если организации инфраструктуры не придать целенаправленного и крупномасштабного характера, то переход к реальным рыночным отношениям будет тормозиться. Это объясняется тем, что рыночная инфраструктура служит мощным катализатором рыночных отношений, способствует формированию и становлению предпринимательской и благоприятной экономической среды, втягивает в эти отношения все новые и новые субъекты, что особенно отчетливо проявляется на рынке потребительских товаров.

3.2. Основные комплексы инфраструктуры рынка

потребительских товаров

Рынок потребительских товаров по характеру развития наиболее динамичен и разнообразен, так как связан с обслуживанием товарно-денежных отношений самого обширного круга клиентов - индивидуальных потребителей, запросы которых постоянно меняются количественно и качественно. Характеру этого рынка соответствует и содержание его инфраструктуры, которое можно представить посредством формирующих ее объектов (рис.3.2).

По составу инфраструктуру рынка потребительских товаров, на наш взгляд, целесообразно подразделить на пять основных комплексов (рис. 3.3):

n организационный;

n материально-технический;

n финансово-кредитный;

n нормативно-правовой;

n информационно-коммуникационный.

В Концепции Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. выделяется семь подсистем инфраструктуры товарных рынков ( рис.3.4):

n подсистема торговых посредников и складского хозяйства;

n подсистема тароупаковочной индустрии;

n подсистема транспортного обеспечения;

n финансово-кредитная подсистема;

n подсистема организационного обеспечения;


 




Подпись: Головной и региональные информационно- маркетинговые центры Подпись: Центры по изучению спроса и емкости рынка Подпись: Рекламные агентства, консультационные агентства, маркетинговые фирмы
Подпись: Телекоммуникационные сети, консультационные агентства, маркетинговые фирмы Подпись: Коммерческие информационно- вычислительные центры

Рис. 3.3. Инфраструктура рынка потребительских товаров

 



n подсистема нормативно-правового обеспечения;

n подсистема информационного обеспечения.

Данная классификация подсистем инфраструктуры товарных рынков принципиально не отличается от подразделения рыночной инфраструктуры (рис.3.3), а только детализирует  материально-технический комплекс с выделением в нем подсистемы тароупаковочной индустрии и транспортного обеспечения в связи с большой значимостью этих объектов инфраструктуры.

Каждый комплекс в отдельности и вся инфраструктура в целом находятся во взаимной связи и зависимости. Тем не менее, узловым комплексом выступает  информационная база и средства связи. От полноты, достоверности и своевременности информации о состоянии рынка, тенденции развития его категорий во многом зависит коммерческий успех, содержание которого проявляется в концепции маркетинга: что продавать? где продавать? кому продавать? как продавать? Поэтому развитие информационной базы и средств  связи - первоочередная проблема становления рыночной инфраструктуры. Те коммерческие структуры, которые решат данную проблему качественно, могут рассчитывать на долговременный успех на рынке. Опыт крупнейших корпораций и фирм за рубежом свидетельствует о необходимости первостепенного развития именно информационной базы как элемента рыночной инфраструктуры.