Регулирующая функция определяется характером соотношения основных категорий рынка - спроса и предложения - и поддерживает сбалансированность между ними.
Стимулирующая функция основывается на реализации первых трех и при качественном их выполнении побуждает участников рыночных отношений на изменение масштабов и уточнение (корректировку) направлений деятельности.
Эффективное выполнение названных функций - одна из центральных проблем формирования качественной инфраструктуры рынка. Действующая в настоящее время в России рыночная инфраструктура - наиболее отсталое звено экономики, не способное обеспечивать ее эффективное формирование. Если организации инфраструктуры не придать целенаправленного и крупномасштабного характера, то переход к реальным рыночным отношениям будет тормозиться. Это объясняется тем, что рыночная инфраструктура служит мощным катализатором рыночных отношений, способствует формированию и становлению предпринимательской и благоприятной экономической среды, втягивает в эти отношения все новые и новые субъекты, что особенно отчетливо проявляется на рынке потребительских товаров.
3.2. Основные комплексы инфраструктуры рынка
потребительских товаров
Рынок потребительских товаров по характеру развития наиболее динамичен и разнообразен, так как связан с обслуживанием товарно-денежных отношений самого обширного круга клиентов - индивидуальных потребителей, запросы которых постоянно меняются количественно и качественно. Характеру этого рынка соответствует и содержание его инфраструктуры, которое можно представить посредством формирующих ее объектов (рис.3.2).
По составу инфраструктуру рынка потребительских товаров, на наш взгляд, целесообразно подразделить на пять основных комплексов (рис. 3.3):
n организационный;
n материально-технический;
n финансово-кредитный;
n нормативно-правовой;
n информационно-коммуникационный.
В Концепции Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. выделяется семь подсистем инфраструктуры товарных рынков ( рис.3.4):
n подсистема торговых посредников и складского хозяйства;
n подсистема тароупаковочной индустрии;
n подсистема транспортного обеспечения;
n финансово-кредитная подсистема;
n подсистема организационного обеспечения;
|
n подсистема нормативно-правового обеспечения;
n подсистема информационного обеспечения.
Данная классификация подсистем инфраструктуры товарных рынков принципиально не отличается от подразделения рыночной инфраструктуры (рис.3.3), а только детализирует материально-технический комплекс с выделением в нем подсистемы тароупаковочной индустрии и транспортного обеспечения в связи с большой значимостью этих объектов инфраструктуры.
Каждый комплекс в отдельности и вся инфраструктура в целом находятся во взаимной связи и зависимости. Тем не менее, узловым комплексом выступает информационная база и средства связи. От полноты, достоверности и своевременности информации о состоянии рынка, тенденции развития его категорий во многом зависит коммерческий успех, содержание которого проявляется в концепции маркетинга: что продавать? где продавать? кому продавать? как продавать? Поэтому развитие информационной базы и средств связи - первоочередная проблема становления рыночной инфраструктуры. Те коммерческие структуры, которые решат данную проблему качественно, могут рассчитывать на долговременный успех на рынке. Опыт крупнейших корпораций и фирм за рубежом свидетельствует о необходимости первостепенного развития именно информационной базы как элемента рыночной инфраструктуры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.