|
Следующий фактор - технология производства, его влияние прогрессивно направлено: внедрение технических новшеств в процесс производства снижает его затраты, а следовательно, увеличивает предложение, так как позволяет производителю получить прежнюю и даже большую прибыль путем снижения цены предложения по сравнению с рыночной.
Воздействие налогов и дотаций разнонаправлено. Налоги сдерживают рост предложения, особенно когда они необоснованно высоки. Дотации, наоборот, снижают фактические издержки производителя, что ведет в конечном счете к увеличению предложения. Собственно, этой цели они и служат.
Фактор изменения цен на другие товары выступает в качестве рычага переориентации производителя: он увеличивает производство тех товаров, цены на которые возросли, и, наоборот, уменьшает объем предложения на товары, уровень цен на которые снизился.
Ориентация производителя, ожидающего роста цен в будущем периоде, на перспективное состояние рынка может сдержать объем предложения товара в настоящее время, и, наоборот, в случае прогноза снижения в перспективе рыночных цен, текущее предложение возрастает.
Количественным фактором, влияющим на предложение, является число продавцов: чем их больше, тем больше предложение на рынке. В этой ситуации повышается уровень конкуренции, и потребители ориентируются и выбирают, как правило, товар, который при одинаковом качестве стоит дешевле, то есть действует закон спроса.
Экономическое содержание категории товарного предложения включает объем товарных запасов в различных звеньях системы товародвижения и массу товаров, которая может быть поставлена на рынок из различных источников. В основе этой категории - товар - продукт труда, предназначенный для обмена и вынесенный на рынок. Предложение товара на рынке имеет целью привлечение внимания потребителей для последующего приобретения, потребления или использования. В качестве товара выступают не только физические объекты, но и различные услуги, предоставляемые с помощью как физических, так и интеллектуальных затрат.
Спрос и предложение на потребительском рынке находятся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости. С одной стороны, покупательский спрос порождает товарное предложение, увеличивая или уменьшая его объем, а также изменяя структуру предложения в соответствии с потребностями и спросом потребителей. С другой стороны, в определенных ситуациях, товарное предложение формирует покупательский спрос. Например, появление на потребитель-
ском рынке новых привлекательных товаров порождает и формирует спрос на них. Следует отметить, что на рынке покупателя товарное предложение ориентируется на покупательский спрос, а на рынке продавца ситуация обратная - спрос ориентируется на ограниченные возможности предложения потребительских товаров.
Товарное предложение на потребительском рынке формируется как за счет внутренних, так и за счет внешних источников - импорта потребительских товаров (рис. 4.4). Соотношение внутренних и внешних источников в общем объеме поступления товаров на потребительский рынок определяется рядом факторов, основные из которых экономические.
Важный показатель состояния и развития потребительского рынка - это потенциал товарного предложения, являющийся, наряду с потребительским потенциалом, составной частью потенциала рынка (рис.4.5).
Состав товарного предложения (производственный потенциал) следует рассматривать на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.