Товары единовременного пользования покупают ежедневно (продукты питания) без раздумий и потребляют сразу.
К товарам краткосрочного пользования, срок потребления которых не превышает одного цикла использования, относят, например, пищевые продукты, косметику, медикаменты, а также одежду.
Подобное деление товаров условно, так как не все они (например, верхняя одежда) используются полностью в течение года.
Срок потребления товаров длительного пользования превышает один год, то есть они выдерживают многократное использование. К таким товарам относят технически сложные изделия, обеспечивающие условия жилья, быта, передвижения.
В зависимости от характера проявления спроса товары подразделяют на товары предварительного выбора, особого спроса, пассивного спроса, импульсного спроса.
Товары предварительного выбора приобретают после достаточно обдуманного решения о покупке, имеющего в основе информацию о потребительских характеристиках товара, его цене, престижности. Как правило, это дорогостоящие товары длительного пользования.
Товары особого спроса - это качественно более высокие представители групп товаров предварительного выбора, обладающие уникальными характеристиками, служащими потребителю предметом его самоутверждения, статуса в обществе.
Товары импульсивного спроса приобретают без предварительного планирования покупки и поиска. Например, предложение в булочной мороженого вызовет у покупателей, особенно у детей и подростков, спрос на него.
Спрос на товары пассивного спроса еще не сформировался окончательно, и покупатель обычно не задумывается об их покупке. Коммерсант, обеспечивший информированность покупателя о таких товарах, сможет вызвать интерес у покупателя и стимулировать продажу.
По предъявляемому спросу товары подразделяют на следующие виды:
n товары повседневного спроса (хлеб, молоко и т.п.);
n товары периодического спроса (одежда, обувь и т.п.);
n товары редкого спроса (автомобили, ювелирные изделия).
По ассортименту товары классифицируют на продовольственные, непродовольственные и эксклюзивные. Эксклюзивные - это те товары, которые покупатель ждет, ищет, когда они отсутствуют в продаже, и если такого товара не находит, то другой, даже близкий по своим характеристикам, не покупает вообще.
4.2. Предложение на рынке потребительских товаров: понятие,
определяющие факторы
Предложение - это масса товаров (продуктов, услуг), предназначенных для реализации и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене.
Товарное предложение на потребительском рынке по составу может быть подразделено на две части: товары, находящиеся в непосредственном процессе реализации, и товары, образующие товарный запас (рис.4.2).
На предложение оказывает влияние совокупность факторов (рис.4.3), сущность и характер влияния которых детально рассмотрены в экономической теории. Поэтому в данном случае мы ограничимся интерпретацией их воздействия применительно к предложению товаров на потребительском рынке.
Закон предложения, устанавливающий зависимость количества предложения от уровня рыночной цены и желания производителя предложить к продаже больше товаров по высокой цене, чем по низкой, определяет фактор рыночной цены в качестве основного. Вместе с тем, изменение цен на ресурсы, используемые при производстве товаров, скажется на объеме предложения: при росте цен на ресурсы оно снизится; при снижении, наоборот, увеличится. Например, неоднократное повышение цен на энергоресурсы в практике российской экономики за последние годы адекватно воздействовало на повышение рыночных цен и на товары, и на услуги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.