В этике Фихте исходил из того, что существует множество самоопределяющихся индивидов, имеющих свои идеалы. А это ведет к конфликтам. . Он искал условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном ограничении свободы каждого лица. Человек реализует свое моральное призвание в полной мере, только вступая в связь с другими людьми. Для того, чтобы стать человеком в полном смысле слова, он нуждается в других людях. Это ограничение состоит в предоставлении каждому свободного телесного и духовного развития и права собственности. Для Фихте самое большое зло – бездействие, которое ведет к отрицанию сущности человека и его судьбы.
В «Речах к немецкой нации» Фихте доказывал необходимость покончить с разрушительной для Германии политикой бездарных военных чинов и возродить страну. Он убежден в том, что примат духовных ценностей обеспечит немецкому народу восхождение к славе. Аргументы Фихте не были оставлены без внимания. В 1810 г. был основан Берлинский ун-т, в который его пригласил король. Вскоре его избрали ректором.
3.3. Философия Ф.В.Шеллинга
Основные сочинения: «Идеи к философии природы» (1797), «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Философия искусства» (1802-1803), «Философия мифологии» (посмертно)
В философском развитии Шеллинга различают три периода.
1 период - он стоял на почве учения Фихте о «Я».
2 период – он добавляет историю возникновения «Я», разрабатывает «философию тождества» (абсолют есть тождество противоположностей, идеального и реального, конечного и бесконечного). В трактате «О свободе воли» старался примирить свободу и необходимость.
3 период - разрабатывает философию религии (мир отпадает от божества и вновь возвращается к нему).
Первые работы Шеллинга содержали изложение его философии природы. Природа для него – самостоятельный предмет исследования. В это время было сделано много научных открытий в области физики, химии, физиологии.
Натурфилософия Шеллинга идеалистична: сама материя духовна, но она развивается. Природа, лишенная сознания, предшествует поэтапному возникновению сознания у человека. Положительный смысл натурфилософии Шеллинга заключается в том, что она ограничивала механицизм XYIII в., вела к идеям о всеобщей связи вещей и явлений природы, их противоречивости и развития – к диалектике
В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг изложил трансцендентальную философию. Первичная и единственная основа всей реальности – субъективное. Как в философии природы, так и в трансцендентальной философии Шеллинг обосновывал идею тождества духа и природы
Шеллинг ввел понятие «интеллектуальная интуиция», которое обозначает непосредственное созерцание разумом самого предмета.
Философия Г.В.Ф.Гегеля
Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831) – четвертый представитель немецкой классической философии, профессор Берлинского ун-та. «Немецкий философ, в котором особенности немецкого духа выразились с наибольшей яркостью». Учился в Тюбингенском ун-те. Разразившаяся во Франции революция 1789 г. взбудоражила студентов в Тюбингене. Гегель вместе с Шеллингом и Гельдерлином приняли участие в посадке символического дерева свободы. В 1799 г. он отправился в Йенский в ун-т, где защитил диссертацию «Об орбитах планет», написал первую крупную работу «Феноменология духа». В это время на него большое впечатление произвел Наполеон, гарцующий верхом на коне.
Затем он переехал в Нюрнберг, где он написал самое сложное из своих произведений – «Науку логики». После этого переехал в Гейдельбург, где она работал в ун-те. В это время написал «Энциклопедию философских наук». Наибольшее признание он получил в Берлине, куда он переехал в 1818 г и где прожил до самой смерти в 1831 г. На формирование философии Гегеля оказала влияние философия Канта, Фихте, Шеллинга. Гегель был чрезвычайно плодовит.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.