Во время «критического периода» Кант написал философских труда - три «Критики»: «Критику чистого разума» (1781), «Критику практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В основе этих работ лежит учение Канта о различии явлений – «вещей-для-нас» и вещей самих по себе – «вещей-в-себе».
Познание, по Канту, начинается с воздействия «вещей-в-себе» на органы чувств и вызывают ощущения. Это – материализм. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и агностик. Агностицизм Канта формировался под влиянием Д.Юма. Он выразился в его утверждении: познаваемы только «вещи-для-нас», а «вещи-в-себе» непознаваемы.
Основной вопрос для канта – об источниках и границах познания – Кант сформулировал как вопрос о возможности априорного (доопытного) синтетического знания в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике. Этому вопросу посвящена «Критика чистого разума», в которой он исследовал основные познавательные способности – чувственность, рассудок и разум.
В основе математики лежат созерцания пространства и времени, которые Кант считал априорными формами созерцания (чувственности).
В теоретическом естествознании условием априорных синтетических суждений являются 12 категорий (напр., единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т.д.), которые в качестве «чистых» понятий априорны.
Чтобы возникло истинное знание необходимо соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Высшим условием рассудка является единство нашего сознания. Всеобщие законы природы принадлежат не самой природе, а только рассудку.
Человеческий разум антиномичен и диалектичен. Кант сформулировал антиномии разума.
Антиномии – это противоречащие друг другу утверждения, которые логически одинаково доказуемы: бог существует – бог не существует, мир конечен – мир бесконечен, душа смертна – душа бессмертна, существуют неделимые частицы – неделимых частиц не существует, все в мире причинно обусловлено – существует свобода.
В этике Кант находился под влиянием идей Руссо. Он утверждал, что каждая личность – это самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться в качестве средства для решения каких-либо задач.
Кант сформулировал категорический императив - основной закон поведения, требующее руководствоваться следующим правилом: поступай так, чтобы человечество всегда было бы целью, а не средством.
Философия И.Г.Фихте
В «Наукоучении» Фихте формулировал три принципа. Первый принцип - это самополагание «Я». Он утверждал, что разум, согласно идеализму, сам по себе активен и абсолютен, не пассивен, ибо он – первые и высшее начало». Второй принцип: «Я» противополагает «не-Я». Третий принцип формулирует момент синтеза: взаимное ограничение и противопоставление «Я» ограниченного и «не-Я» неограниченного.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.