2. Развитие науки как предпосылка немецкой классической философии
Тридцатилетняя война (1618-48) , опустошившая Германию, раздробленность и экономическая отсталость страны обусловили отставание Германии в XYIII-XIXвв. от Англии и Франции и в науке. В этот период выделяются работы лишь немногих немецких ученых таких, например, как И.Кеплер, Г.В.Лейбниц и др.
В XYIII в., особенно во 2-й пол., отставание немецкой науки постепенно преодолевается, прежде всего, в химии и биологии. Новый этап развития химии в Германии связан с идеей флогистона, на основе которой до посл. четв. XYIII в. объясняли химические процессы окисления, брожения, горения. В XYIII в. начался подъем технической химии и аналитической химии.
В биологии развернулась дискуссия между механическим естествознанием (представители которого рассматривали организм как гидравлическую машину) и анимизмом и витализмом. Анимизм усматривал начало жизненных процессов «в душе». Витализм допускал наличие особых сил в различных органах тела. Позиции витализма упросил знаменитый биолог А.Галлер, который был также преформистом, т.е. утверждал, что в зародыше в невидимой форме существуют все части и органы тела. Против преформизма выступил Х.Вольф.
В середине XYIII в. началось быстрое развитие геологии. В 1765 г. открылась первая в мире Горная академия во Фрейбурге (Саксония). Основоположником школы нептунистов (которые считали, что жизнь на Земле определяется внешними факторами) был А.Вернер. Эта школа противостояла школе плутонистов.
В перв. пол. XIX в. начался подъем науки в Германии: математики (К.Гаусс отправлялся в разработке проблем математики от физики, механики, астрономии, геодезии). Центрами развития математики были Берлинский, Геттингенский и Кенигсбергский университеты.
В 1-ой пол XIX в. быстро развивалась неорганическая химия (изучались электрохимические процессы) и органическая химия (Ю.Либих).
В этот период происходит значительный сдвиг в технике и физике (прежде всего в оптике и электродинамике), а также в астрономии. Например, были созданы дифракционные решетки, были открыты законы электрических и магнитных явлений, сформулированы закон Ома, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии (Р.Майер и Г.Гельмгольц).
В сер. XIX в. в биологии начали исследовать физиологические процессы (школа И.Мюллера). была создана единая теория клеточного строения всех живых существ (Т.Шванн).
Развитие химии и физики способствовало изучению минералов, их классификации, развитию кристаллографии. Продолжали дифференцироваться науки о земле, вместе с тем формировалась целостная система знаний. Эта система была изложена в книге А.Гумбольдта «Космос» (1845-62). Гумбольдт поддерживал исследования по астрономии, физике, химии, астрономии.
В кон. XYIII – нач. XIX в. появились натурфилософские системы (напр. Ф.Шеллинга), в которых обосновывались единство и развитие природы.
3. Немецкая классическая философия: основные представители и идеи
Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий ученый и философ, основоположник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где в 1745 г. окончил университет и был доцентом и профессором.
В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770) и «критический». В «докритическом» периоде он признавал возможность умозрительного познания вещей так, как они существуют сами по себе. В «критический» период он отрицал способность такого познания на основе предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей.
В «докритический» период Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из «первоначальной туманности, т.е. огромного облака диффузного вещества. Он изложил эту гипотезу в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Эта гипотеза, по словам Ф.Энгельса, была величайшим завоеванием астрономии со времен Коперника. Впервые было поколеблено представление о том, что природа не имеет никакой истории во времени. Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление суточного вращения Земли в результате приливного трения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.