Основные принципы создания системы государственного мониторинга окружающей природной среды и природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АО

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации [8], орган исполнительной власти Российской Федерации:

·  осуществляет в установленном порядке координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга окружающей природной среды и использования природных ресурсов, осуществляет государственный мониторинг состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, а также участвует в ведении другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга иных видов природных ресурсов.

По территориям субъектов Российской Федерации функции организации и ведения мониторинга возложены на территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Наиболее эффективным методом обеспечения рационального использования природных ресурсов, контроля за состоянием окружающей природной среды и природных ресурсов, а также получения необходимой информации для обоснования и принятия управленческих решений по планированию хозяйственной деятельности на территории округа, является создание территориальной системы государственного природоохранного мониторинга (СГПМ) в Ханты-Мансийском автономном округе.

СГПМ – это система комплексных, непрерывных и дискретных наблюдений за состоянием природных и природно-техногенных объектов вне и в условиях хозяйственной деятельности, оценки и прогноза событий, определение нагрузок на компоненты природной среды. Формирование территориальных систем мониторинга должно осуществляется в субъектах Российской Федерации [30].

С учетом охарактеризованного в разделе 5 современного состояния  мониторинга окружающей природной среды и требований нормативно-правовых документов можно сформулировать следующие основные принципы создания и ведения комплексного природоохранного мониторинга.

Систему комплексного природоохранного мониторинга планируется развивать на основе взаимосвязанных автономных мониторинговых подсистем отдельных компонентов природной среды, стыковка которых обеспечивается созданием:

·  единой территориальной службы мониторинга;

·  общей информационной  основы;

·  сопряженностью наземных сетей наблюдений;

·  комплексностью и системностью наблюдений;

·  единой информационно-справочной системы, включающей фактографическую и картографическую базы данных.

Комплексный мониторинг должен проводиться на двух уровнях – территориальном и локальном (объектном). При этом исследования на территориальном уровне должны осуществляться специализированными предприятиями службы мониторинга, а на объектном уровне – природопользователями, а так же другими организациями, деятельность которых оказывает влияние на природные объекты.

В составе мониторинга территориального уровня выделяется мониторинг площадных объектов или природно-техногенных комплексов, осуществляемый в пределах  территорий городов, опорных полигонов, градопромышленных агломераций. К ним   приурочены группы взаимовлияющих объектов недропользования  и хозяйственной деятельности, оказывающих совокупное влияние на природную среду  и которые не могут анализироваться автономно, а требуют комплексного изучения.

Ведение территориального  уровня комплексного мониторинга должно осуществляться на основе:

-  обобщения материалов локального (объектного) уровня мониторинга;

-  данных наблюдений по государственной опорной сети;

-  данных дистанционных аэрокосмических наблюдений;

-  материалов всех подсистем природоохранного мониторинга, получаемых путем взаимного обмена информацией.

При этом на современном этапе на территории ХМАО основным источником информации должен быть объектный уровень природоохранного мониторинга, данные которого обобщаются на территориальном уровне.

4.1.ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОМПЛЕКСНОГО ПРИРОДООХРАННОГО МОНИТОРИНГА

Территориальная система комплексного мониторинга в целом должна состоять из двух технологических подсистем:

1. Подсистема получения и накопления первичной информации, включающая в себя проведение наблюдений по государственной опорной сети и получения и накопления материалов локального (объектного) мониторинга и сбора данных по базовым компонентам природной среды.

2. Подсистема обработки информации и прогнозирования на территориальном и локальном уровнях.

Учитывая, разноплановую техногенную нагрузку, значительные размеры территории округа, различную степень ее хозяйственной освоенности и ограниченные финансовые ресурсы, при создании опорной государственной сети наблюдений комплексного мониторинга целесообразно, основываться на полигонном принципе организации  объектов мониторинга территориального уровня (полигоны и природно-техногенные комплексы).

Государственная опорная сеть комплексного мониторинга на полигонах и природно-техногенных комплексах должна включать посты и пункты наблюдений,  подсистем  мониторинга базовых компонентов окружающей природной среды, в единичных случаях, она может формироваться из автономных пунктов наблюдений. 

Полигоны комплексного мониторинга  представляют собой совокупность пунктов наблюдений, расположенных в пределах  достаточно крупных территорий, характеризующихся специфическими особенностями геолого-гидрогеологических условий, ландшафтных комплексов и антропогенного воздействия на окружающую среду, где наблюдается как естественное,  так и нарушенное состояние природных условий.  Территории  полигонов должны в обязательном порядке включать площади, на которых осуществляется  объектный природоохранный мониторинг [27].

Похожие материалы

Информация о работе