Основные принципы создания системы государственного мониторинга окружающей природной среды и природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе, страница 2

В общем случае в пределах таких полигонов следует выделять три зоны:

Зона I –зона непосредственного недропользования в пределах горных отводов, включающая в себя площадь размещения собственно объектов недропользования  (групповые и одиночные водозаборы, нефтепромыслы) и объектов другой хозяйственной деятельности, оказывающих  непосредственное воздействие на природную среду. Эти объекты, могут иметь точечный, площадной  и линейный характер, а также представлять их совокупность в пределах крупных городов, разрабатываемых нефтяных месторождений, градопромышленных агломераций.

Зона II- зона непосредственного влияния объектов недропользования, например в пределах депрессионных воронок, связанных с отбором подземных вод и т.п.

Зона III- зона фонового мониторинга, включающая в себя площади с естественным или слабонарушенным режимом (как например -периферийные части депрессионных воронок, или площади месторождений нефти не затронутые разработкой). 

Участки для создания  полигонов должны выбираться на основе специализированного районирования территории по физико-географическим и геолого-гидрогеологическим условиям, а также интенсивности антропогенной нагрузки и изменения состояния природной среды под ее воздействием. Естественно, что площади таких полигонов должны включать в себя разрабатываемые месторождения углеводородного сырья с системами поддержания пластового давления и  водозаборами технических подземных и поверхностных вод, централизованные хозяйственно-питьевые водозаборы, тяготеющие к крупным городам или расположенные в их пределах, а также специфические поверхностные источники загрязнения природной среды.

Наиболее целесообразно создание единых полигонов для всех подсистем комплексного мониторинга базовых компонентов окружающей природной среды.

Эти полигоны должны служить, как для установления закономерностей изменений состояния подземных и поверхностных вод, земель, атмосферного воздуха, под влиянием интенсивной антропогенной нагрузки в различных физико-географических и геолого-гидрогеологических условиях,  а также для  научно-методического обоснования различных аспектов ведения ГМГС,  ГМПВО, ГМЗ, ГМОПС изучения процессов протекающих в природной среде, включая  методику исследований, обработки,  анализа информации и прогнозирования.

Природно-техногенные комплексы по условиям недропользования, степени техногенного воздействия, не связанного с использованием недр, на природную среду, площади и природным условиям фактически также могут быть отнесены к полигонам. Однако, в отличие от полигонов, на этих  объектах, как правило, не планируется специальных исследовательских и опытно-методических работ. Их площади могут быть меньше, а воздействие на природную среду  менее комплексным. Главным принципом их выделения является концентрация  на небольшой площади различных объектов как недропользования, так и другой хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на природную среду (точечные, линейные и площадные источники загрязнения природную среды). 

4.2.ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОМПЛЕКСНОГО

 ПРИРОДООХРАННОГО МОНИТОРИНГА

В связи с интенсивным воздействием техногенной деятельности на окружающую природную среду, в пределах лицензионных участков нефтедобычи территории ХМАО, основным уровнем ведения комплексного мониторинга должен явиться локальный уровень на объектах недропользования, водопользования, комплексного природопользования и в зонах их существенного влияния. Этот вид мониторинга имеет определяющее значение  в системе комплексного природоохранного мониторинга.

Для недропользователей и водопользователей требования к объектному мониторингу определяются в лицензиях, в которых также устанавливается состав информации, формы и сроки ее передачи в территориальную службу мониторинга. Для организаций, не являющихся недропользователями и водопользователями, но оказывающих влияние на природную среду, эти требования устанавливаются в соответствующих технических заданиях, проектах или предписаниях.

Мониторинг подземных вод,  поверхностных водных объектов, земель, лесов, атмосферного воздуха на объектном уровне являются  составными частями природоохранного мониторинга, проведение которого возложено на природопользователей.

Нефтяные компании должны осуществлять природоохранный мониторинг лицензионных участков по  комплексным программам его проведения. Обязательными разделами, которых являются программы мониторинга подземных вод, поверхностных водных объектов, земель, лесов, атмосферного воздуха. В то же время, в зависимости от конкретных условий на эти виды мониторинга могут составляться отдельные программы, увязанные друг с другом.

УП «Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей среды и кадастров природных ресурсов» осуществляет общее руководство постановкой мониторинга, согласование программ мониторинга локального уровня и контроль их реализации.

Создание систем  локального природоохранного мониторинга  должно осуществляться в соответствии с утвержденным Регламентом проведения природоохранного мониторинга территорий лицензионных участков месторождений нефти, газа и других минеральных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа.