возможностей организма спортсмена, за уровнем общей физической и специальной работоспособности спортсмена, за эффективностью тренировочного процесса.
2. Обучение студентов основам организации медицинского обеспечения спорта, основам оптимального дозирования физических нагрузок, оценки их эффективности, основам профилактики перенапряжений.
3. Обучение студентов профилактике предпатологических и патологических состояний у спортсменов.
4. Ознакомление студентов с новыми направлениями в диагностике и в лечении заболеваний и повреждений у спортсменов.
1.2. Контингент слушателей: специалисты, имеющие высшее профессиональное образование.
1.3. Продолжительность обучения - 42 часа.
1.4. Форма обучения: очно - заочная с элементами дистанционного обучения.
1.5. Сфера профессиональной деятельности по квалификации: тренер – преподаватель.
2. Содержание курса
2.1. Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ
№ п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Всего часов |
Дистанц. работа |
Аудиторные занятия |
Форма контроля |
||
Всего |
лекц. |
практ. |
2 семестр |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Раздел 1. Введение в курс «Спортивная медицина» |
2 |
2 |
конспект |
|||
2 |
Раздел 2. Медицинский контроль морфофункционального статуса спортсмена при занятиях спортом |
18 |
10 |
8 |
2 |
6 |
|
2.1. Исследование и оценка физического развития |
4 |
4 |
протокол исслед. |
||||
2.2. Тестирование уровня функциональной готовности и работоспособности спортсмена |
10 |
2 |
8 |
2 |
6 |
конспект, протокол исслед. |
|
2.3. Самоконтроль в процессе занятий спортом |
4 |
4 |
дневник самоконтроля |
||||
3. |
Раздел 3. Врачебно-педагогические наблюдения |
6 |
4 |
2 |
2 |
||
3.1.Организация врачебно-педагогических наблюдений. |
2 |
2 |
2 |
конспект, |
|||
3.2.Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий |
4 |
4 |
протокол исслед. |
||||
4 |
Раздел 4. Патологические состояния и заболевания, возникающие при нерациональном использовании тренировочных нагрузок |
7 |
4 |
3 |
3 |
||
Тема 4.1. Физическое перенапряжение. |
2 |
2 |
2 |
конспект |
|||
Тема 4. 2. Острые патологические состояния |
4 |
4 |
конспект |
||||
Тема 4.2. Заболевания опорно-двигательного аппарата |
1 |
1 |
1 |
конспект |
|||
5 |
Раздел 5. Травмы в спорте |
9 |
8 |
1 |
1 |
||
Тема 5.1.Спортивный травматизм. |
4 |
4 |
конспект |
||||
Тема 5.2. Травмы опорно-двигательного аппарата |
1 |
1 |
1 |
конспект |
|||
Тема 5.3.Закрытые черепно-мозговые травмы |
4 |
4 |
конспект |
||||
Всего |
42 |
28 |
14 |
8 |
6 |
экзамен |
2.2. Программный материал
ЛЕКЦИИ
Лекция 1.
Тема 2.1. Тестирование уровня функциональной готовности и работоспособности спортсмена (2 часа).
Содержание. Общие принципы тестирования уровня функциональной готовности. Методика проведения функциональных проб сердечно – сосудистых проб.Принципы тестирования общей физической работоспособности. Тест PWC170. Определение максимального потребления кислорода.Тест Купера
Лекция 2.
Тема 3.1. Организация врачебно-педагогических наблюдений (2 часа).
Содержание. Цель и задачи врачебно-педагогических наблюдений. Формы организации и методика врачебно-педагогических наблюдений. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочного занятия. Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными нагрузками.
Лекция 3.
Тема 4.1. Патологические состояния при нерациональных занятиях спортом. Физическое перенапряжение (2 часа).
Содержание. Причины возникновения патологических состояний у спортсменов. Переутомление. Клинические формы физического перенапряжения. Хроническое физическое перенапряжение центральной нервной системы (перетренированность). Хроническое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы.
Лекция 4.
Тема 4.2. Заболевания опорно-двигательного аппарата при занятиях спортом (1 час).
Содержание. Заболевания мышц. Заболевания сухожилий. Заболевания костной ткани. Причины возникновения. Механизм развития. Клинические признаки. Принципы лечения и меры пролфилактики.
Тема 5.2. Травмы опорно-двигательного аппарата при занятиях спортом (1 час).
Содержание. Повреждение связок. Повреждение мышц. Повреждение сухожилий. Причины возникновения. Механизм травмы. Признаки. Первая доврачебная помощь. Меры профилактики.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1 (лабораторное).
Тема 2.2. Тестирование уровня функциональной готовности и работоспособности спортсмена Методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Вопросы: |
1.Методика пульсометрии и тонометрии. 2. Общие правила проведения и оценки функциональных проб сердечно-сосудистой системы. 3.Типы реакции на функциональные пробы. 4. Методика проведения и оценка пробы Летунова. |
Практическое задание: провести пробу Летунова и гипоксические пробы, заполнить протокол исследования, написать заключение об адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке |
Литература: 1, 4, 5, 14.
Занятие 2 (лабораторное).
Тема 2.2. Тестирование уровня функциональной готовности и работоспособности спортсмена. Методы исследования общей физической работоспособности
Вопросы: |
1.Методика проведения и оценка Гарвардского степ-теста. 2.Методика проведения и оценка шагового варианта теста PWC170. 3.Методика проведения и оценка велоэргометрического варианта теста PWC170. |
Практическое задание: выполнить Гарвардский степ-тест, шаговый и велоэргометрический варианты теста PWC170, заполнить протоколы исследования, дать оценку общей физической работоспособности. |
Литература: 1, 4, 5, 8.
Занятие 3 (лабораторное).
Тема 2.2. Тестирование уровня функциональной готовности и работоспособности спортсмена. Методы исследования нервной системы и нервно-мышечного аппарата.
Вопросы: |
1. Неврологический анамнез. 2. Исследование двигательного анализатора (пробы на координацию, Тейпинг-тест, кинестетическая и проприоцептивная чувствительность), 3. Исследование вестибулярного анализатора (проба Яроцкого). 4. Определение времени зрительно-моторной реакции. 5. Исследование вегетативной нервной системы (ортостатическая проба, вариабельность сердечного ритма) |
Практическое задание: собрать анамнез, провести тестирование функционального состояния нервно-мышечного аппарата и вегетативной нервной системы, заполнить протоколы исследования и дать заключение. |
Литература: 1, 4, 5.
3. Дистанционная работа
Занятие 1.
Тема 1.1.: Введение в курс «Спортивная медицина» (2 часа).
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Цели, задачи и содержание спортивной медицины.
2. Организация врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом.
3. Формы врачебного контроля.
4. Виды и методы медицинского обследования.
5. Содержание медицинского заключения.
Литература: 1, 4.
Сайт. http://www.sportlib.ru/books/reabil/sportmed/).
Форма отчетности: конспект.
Занятие 2.
Тема 2.1. Методы исследования и оценки физического развития (4 часа).
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Анамнез, его основные разделы.
2. Методы исследования физического развития: соматоскопия и антропометрия.
3. Характеристика типов телосложения.
4. Оценка физического развития методом индексов.
5. Оценка физического развития методом стандартов
Практическое задание: собрать анамнез, выполнить антропометрические исследования, провести оценку физического развития методом индексов и методом стандартов.
Литература: 5, 9.
Форма отчетности: протоколы исследования
Занятие 3.
Тема 2.2. Тестирование уровня функциональной готовности и работоспособности спортсмена. Методы исследования функции внешнего дыхания (2часа).
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Исследование и оценка ЖЕЛ.
2. Проба Щофрановского.
3. Гипоксические пробы (Штанге, Генчи, с гипервентиляцией).
Практическое задание: провести исследование ЖЕЛ и дать оценку
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.