характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг[1] . Государственные заимствования могут также осуществляться в виде кредитов, в частности Банка России. Займы и кредиты формируют дополнительные финансовые средства, которые используются органами власти для удовлетворения общественных потребностей. Именно получение дополнительных средств является целью проведения государственных заимствований.
В результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства, и формируется государственный долг.
Государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [БК РФ, ст. 97]. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств (долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией).
Государственный долг может существовать в следующих формах:
- кредитных соглашений и договоров,
- государственных займов,
- соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Классификация государственного долга может проводиться по нескольким признакам, основными из которых являются следующие: экономическому (набор слагаемых компонентов [Вавилов, 22]), срочности долговых обязательств, рынку заимствований.
В зависимости от слагаемых компонентов государственных долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.
По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России сроки погашения государственных долговых обязательств ограничены 30 годами.
В зависимости от рынка заимствований (типа кредитора или валюты заимствований) государственный долг может быть внутренним и внешним. Необходимо отметить, что на протяжение долгого времени в России не было четкого понимания (трактовки) деления долга на внутренний и внешний, было сделано несколько попыток дать определения данным видам государственного долга, однако неопределенность оставалась. Главный вопрос заключался в том, какой признак брать за основу такой классификации [Вавилов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.