У внутреннего и внешнего аудита много общего, в частности:
- Заказчиками являются, в первую очередь, собственники (Совет Директоров),
- Имеет место конфликт интересов, вызванный тем, что заказчиком и работодателем выступают разные стороны – Совет Директоров и исполнительное руководство
- Методология аудиторской деятельности (ее основные этапы)
- Качества: независимость и объективность.
Однако существует и большое количество различий.
Основная задача внешнего аудита – высказать мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, тогда как основная задача внутреннего аудита – оценить процесс внутреннего контроля и управления рисками. Существуют также различия между специалистами осуществляющими аудиторскую деятельность (таблица 3).
Внутренний аудитор |
Внешний аудитор |
- является сотрудником аудируемой компании, - фокусируется на возможности будущих событий на основе текущей оценки, - уделяет особое внимание предотвращению потерь - проводит аудиты на постоянной основе. |
- является представителем внешней стороны (индивидуальный аудитор, либо работник аудиторской компании), - фокусируется на исторических событиях на основе фин. документации, - уделяет особое внимание материальности потерь, нарушений, - проводит аудиты периодически (обычно раз в год). |
Необходимо отметить, что в России в настоящее время в большинстве случаев под внутренним аудитом понимают финансовый аудит и налоговое консультирование, осуществляемое сотрудниками организации. Кроме того, наблюдается непонимание роли и задач внутреннего аудита как руководством, так и самими внутренними аудиторами, а также существует зависимость службы внутреннего аудита от исполнительного руководства, что отрицательности сказывается на объективности и независимости его мнений и суждений. К не менее важным проблемам внутреннего аудита в России можно отнести недостаточную базу навыков и опыта проведения аудита и недостаток квалифицированных специалистов. Все это говорит о недостаточной развитости практики внутреннего аудита среди российских компаний.
Внутренний аудит есть независимая функция оценки и повышения эффективности процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. Первоначальная и основная роль внутреннего аудита состояла в оценке существующей в организации системы (модели) контроля. В настоящее время риск-ориентированный подход к управлению компанией позволяет внутреннему аудиту стать обратной связью в модели «риск-контроль»[4]. Дальнейшее развитие внутреннего аудита связано с расширением области его деятельности до модели корпоративного управления.
Основная цель внутреннего аудита – способствовать достижению целей деятельности организации.
Различают 6 видов внутреннего аудита:
1. Операционный аудит
2. Финансовый аудит
3. Аудит на соответствие
4. Аудит информационных систем
5. Аудит соблюдения законодательства в области сохранности окружающей среды
6. Аудит эффективности деятельности.
Основными заказчиками, клиентами внутреннего аудита являются Совет Директоров, высшее руководство организации, линейное (операционное) руководство организации. Они по-разному понимают задачи внутреннего аудита и его роль в организации, поэтому важно понимать, для кого осуществляется внутренний аудит.
В настоящее время в России существует ряд проблем, связанных с внутренним аудитом, которые возникли из-за отсутствия широко распространенной практики проведения внутреннего аудита в компаниях.
Список использованной литературы
1. Андреев В.Д. Внутренний аудит. – М.: Финансы и статистика, 2003
2. Бурцев В.В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления. // Финансовый менеджмент. – 2003, №6
3. Макальская А.К. Внутренний аудит. – М.: Финансы и статистика, 2001
4. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2004
5. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита»
6. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ, 7 августа 2001 г.
[1] «Профессиональные стандарты внутреннего аудита»
[2] Это относительно новый вид аудита, в России только начинает получать распространение.
[3] Далее по тексту – заказчик.
[4] Контроль и риск определяются через цели деятельности организации. Риск представляет угрозу этим целям, а контроль необходим для того, чтобы смягчить эту угрозу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.