Объективность является профессиональным качеством внутреннего аудитора. Объективность – это способность аудитора добросовестно и непредвзято выполнять свою работу и ясно выражать и отстаивать свое мнение, не подстраивая его под мнение других. На объективность внутренних аудиторов оказывает непосредственное влияние уровень организационной независимости службы внутреннего аудита. На степень объективности аудита также потенциально влияет оказание отделом внутреннего аудита консультационных услуг.
В современной теории и практике внутреннего аудита различают операционный и финансовый аудит, аудит на соответствие, аудит информационных систем, аудит соблюдения законодательства в области сохранности окружающей среды[2], аудит эффективности деятельности организации.
Операционный аудит – это аудит операционной деятельности организации в различных функциональных областях: закупки, складское хозяйство и логистика, производство, маркетинг, продажи и т.д.
Финансовый аудит предполагает аудит системы внутреннего бухгалтерского контроля и финансовой отчетности.
Аудит на соответствие заключается в проверке соблюдения организацией законодательных и нормативных актов и внутренних политик, процедур и инструкций.
Аудит эффективности деятельности включает как аудит эффективности деятельности самой организации в целом, так и ее структурных подразделений и дочерних компаний.
Для осуществления внутреннего аудита необходимо знать, кто является заказчиком (или клиентом)[3] внутреннего аудита и чьи интересы, прежде всего, он должен выражать.
Основными заказчиками внутреннего аудита являются:
- собственники (акционеры),
- Совет Директоров,
- Высшее исполнительное руководство компании,
- Линейное (операционное руководство).
У каждой из этих категорий свои приоритеты и собственное понимание задач внутреннего аудита. Как уже отмечалось основной задачей внутреннего аудита является анализ и оценка систем контроля, управления рисками и корпоративного управления. Далее рассмотрим значимость данных задач для разных групп заказчиков аудита.
Сравнительная значимость деятельности внутреннего аудита для разных групп его заказчиков
Совет Директоров |
Высшее руководство |
Линейное руководство |
|
Управление рисками |
Средняя |
Высокая |
Средняя |
Система контроля |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Корпоративное управление |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Данная таблица наглядно показывает, что разные направления деятельности (разные задачи) аудита имеют разное значение для различных заказчиков, что доказывает важность понимания аудитором, для кого выполняется та или иная работа.
Так же разное значение имеют цели осуществления оценки системы контроля, что видно из таблицы 2.
Совет Директоров |
Высшее руководство |
Линейное руководство |
|
Достоверность фин. отчетности |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Соблюдение законодательства |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Эффективность операций |
Низкая |
Средняя |
высокая |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.