Контроль в системе менеджмента, страница 3

Необходимо отметить, что выбор объектов, методов, форм и сроков проведения контроля должен зависеть от самостоятельных решений субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (периодичности мероприятий), а на оценке деятельности и отчетной информации объекта контроля.

В разработанных специалистами классификациях многочисленных видов (форм) контроля большой удельный вес занимают нижеперечисленные (рис.8.2):

1. По характеру субъектов контроля различают внутренний и внешний контроль. Первый проводится внутренними службами организации и выражается в формах самоконтроля, контроля менеджером (различных управленческих рангов), контроля бухгалтерией, отделом технического контроля и т.д.

Внешний контроль представлен в форме:

-  государственного (финансового) контроля, обеспечивающего проверку выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдения законности; осуществляют его налоговая инспекция, государственные ревизионные службы и т.п.;

-  правового контроля, осуществляемого правоохранительными органами, которые проводят судебно-бухгалтерские экспертизы, ревизии, и аналогичного рода проверки;

-  независимого аудиторского контроля посредством проверки финансовой устойчивости и кредитоспособности организаций, достоверности учета и отчетных данных;

-  контроля специализированными (санитарной, экологической, торговой и пр.) инспекциями.

2. По отношению к времени осуществления хозяйственной операции широко распространено деление контроля на предварительный, текущий и заключительный.

Посредством  предварительного контроля (также иногда его называют направляющим) достигается предупреждение отрицательных отклонений в управляемом объекте. Характерная его черта состоит в том, что он ведется на стадии зарождения хозяйственных операций и исключает возможность проведения таких из них, которые не согласуются с задачами роста объемов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов, снижения себестоимости продукции и т.п. Схематично предварительный контроль имеет вид, представленный на рис. 8.3.

Текущий контроль ведется непосредственно в процессе выполнения операций, связанных с приобретением материалов, изготовления продукции, ее реализацией и т.д., он позволяет постоянно контролировать ход операций, активно вмешиваться в них на любых стадиях прохождения (рис 8.4.).




Заключительный (также его называют обратным) контроль ведется на завершающей стадии и в его задачу входит информирование руководителей всех рангов и уровней о всех отрицательных отклонениях, снижающих возможности развития объекта контроля (рис 8.5.).


Особенность последующего контроля заключается также в том, что он позволяет выявить те отклонения, которые не попали в поле зрения предварительного ни текущего контроля.

Тем самым он создает условия для качественной оценки эффективности организации деятельности, для оценки и вознаграждения служащих организации и соответственно менеджеров.

3. По полноте осуществления проверки различают сплошной и выборочный контроль (такое деление наиболее четко проявляется в оперативном управлении, имеющим дело с различными по характеру и состоянию объектами).

Выборочный контроль может осуществляться в двух формах: проверка всех объектов контроля в отдельные месяцы в пределах года; проверка какой-то части объектов контроля в пределах каждого месяца.

Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.

Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые операции, в частности денежные операции: кассовые, банковские и прочие, имеющие отношение к финансовым активам организации.

4. Непосредственно в организации контроль осуществляется на двух организационных уровнях. В соответствие с этим выделяют:

Операционный контроль, осуществляемый менеджерами организации для достижения организационных целей на уровне операций, связанных с использованием физических, финансовых, человеческих и информационных ресурсов. Он представлен:

-  контролем физических ресурсов, включающем инвентаризацию, контроль за закупками, оборудованием, за качеством продукции;

-  контролем финансовых ресурсов, направленным на эффективное использование имеющегося у организации капитала;

-  контролем человеческих ресурсов, включающим правильный отбор, обучение, оценку и оплату труда людей в организации;