КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Управленческая деятельность имеет в своем составе контрольные действия. Как в процессе, так и по окончании выполненной работы необходимо дать правильную оценку фактически сделанному, выявить неблагоприятные отклонения от цели, обнаружить новые возможности и резервы.
Контроль – это процесс наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимый для решения поставленных перед организацией (предприятием, фирмой) (далее организацией) задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению ее целей.
Существует несколько причин, обусловливающих необходимость контроля:
- возрастающая сложность организаций, занимающихся бизнесом, вследствие роста их масштабов и расширения направлений деятельности, требует наличия адекватной системы контроля;
- постоянно изменяющиеся условия во внешнем окружении организации, особенно в условиях рынка, приводящие к динамичности ее развития, могут сделать некоторые цели организации несоответствующими ситуации. В этом случае контроль помогает приспосабливаться к изменяющимся условиям;
- наблюдение за результатами деятельности людей и производственных единиц является универсальной причиной необходимости контроля.
Сущность контроля рассматривается в экономической литературе в разных аспектах: организационном, представляющим собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; методическом, рассматривающим совокупность приемов проверки документов и операций. Далее более подробно раскрыт каждый из них.
Значимость контроля в общем процессе управления определяется его предметом.
Предмет контроля – это:
а) деятельность организации в соответствии с установленными законами, правилами, нормами и пр.;
б) управленческие решения, финансовые и хозяйственные операции, оцениваемые с позиций их экономической эффективности, достоверности и целесообразности;
в) процессы и явления, рассматриваемые с точки зрения их соответствия намеченным целям, планам и управленческим решениям.
Объектом контроля являются предметы труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, документы, информация и т.п.
Субъекты контроля – это государство (в лице различных специализированных служб и инспекций), общественные организации, банки, внутренние службы организации, менеджеры различного управленческого звена и т.д.
Главная задача контроля заключается в установлении истинного, действительного состояния объекта, выявлении отклонений от его заданного состояния, в оценке отклонений по критериям целесообразности и законности.
Характерной особенностью контроля как функции управления является его продолжительность. Он осуществляется в течение всего времени, на всех стадиях практической реализации управленческого решения.
Процесс контроля состоит из нескольких этапов, на каждом из которых реализуется комплекс различных мер (рис 8.1.)
![]() |
Создание желаемого результата или события, которые определяются целями фирмы – первая фаза любого процесса контроля. На первом этапе, видно насколько воедино слиты функции планирования и контроля в системе менеджмента, а также процесс установления стандарта.
Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. При этом цели обязательно должны иметь временные рамки, в пределах которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Например, увеличение размера прибыли на 8% за год, уменьшение количества увольнений с 4% до 2% и проч.
После того как стандарт установлен, наступает второй этап процесса контроля, заключающийся в измерении результатов, в определении масштаба отклонений, передаче информации и ее оценке. Деятельность, осуществляемая на этом этапе, – наиболее заметная часть всей системы контроля.
Третий этап – сравнение наблюдаемых изменений (отклонений, прогресса) или результатов со стандартами, создаваемыми на первом этапе. Работа менеджера на этом этапе заключается в том, чтобы решить, в какой степени отклонения от стандарта (ниже или выше его) допустимо, при этом важное значение имеет предварительный выбор вида контроля. Например, с помощью предварительного контроля наблюдение изменений в сравнении со стандартом часто затруднительно.
Завершение оценки и осуществление необходимых корректирующих воздействий – это последний этап процесса контроля. Причем выполнение необходимых регулирующих действий может осуществляться в следующих направлениях:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.