Равновесный объем производства в кейнсианской модели, страница 20

модели (рис. 13-7), а эффект многократного усиления первоначального изменения какого-то компонента совокупных расходов можно проследить в обеих моделях (рис. 13-8). Две модели, однако, будут идентичны, когда изменения в совокупных расходах и совокупном спросе служат причиной изменения уровня цен.

Рассмотрим рисунок 13-9, который просто повторяет и дополняет рисунок 13-8б. Мы увидим, что описанный сдвиг кривой совокупного спроса из положения AD1 в положение AD2 происходит на горизонтальном (кейнсианском) отрезке кривой совокупного предложения. Другими словами, предполагается, что экономика находится в стадии спада производства с большой недогрузкой производственных мощностей и высоким уровнем безработицы. Поэтому предприниматели склонны производить больше продукции при существующих ценах. Любое изменение совокупного спроса вне данного отрезка кривой полностью отразится на изменении реального ЧНП и занятости, в то время как уровень цен сохраняется постоянным. Другими словами, на кей-
нсианском отрезке кривой совокупного предложения мультипликатор действует на полную мощь.

Теперь подчеркнем, что если рассматривать экономику на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения, то часть или вся величина любого первоначального прироста совокупного спроса сведутся на нет инфляцией, и поэтому роста реального объема производства и занятости не произойдет. На рисунке 13-9 сдвиг совокупного спроса из AD2 в AD3 имеет ту же величину, что и сдвиг из AD1 в AD2. Однако посмотрите, что происходит. Поскольку теперь мы находимся на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, часть прироста совокупного спроса поглощается инфляцией, так как уровень цен повышается с P1 до P2. Следовательно, реальный ЧНП возрастает только до ЧНП. Если бы кривая совокупного предложения была горизонтальной, сдвиг из AD2 в AD3 привел бы к возрастанию фактического объема производства до ЧНП3. Но инфляция ослабила действие мультипликатора, так что фактический прирост идет только до ЧНП, что составляет приблизительно половину.



Рисунок 13-8. Сдвига в графике совокупных расходов и кривой совокупного спроса

На рисунке 13-8а мы допускаем, что помимо уровня цен такие факторы, как потребление, инвестиции или чистый экспорт, вызывают сдвиг кривой совокупных расходов из положения (C + In + Xn)1в положение (C + In + Хп)2; при этом реальный объем производства увеличивается с ЧHП1 до ЧНП2. На рисунке 13-8б мы видим, что это отражается в сдвиге вправо кривой совокупного спроса из положения AD1 в AD2, чего вполне достаточно, чтобы показать, что это такое же увеличение реального объема производства, как и в модели "расходы — объем производства". Факторы, вызывающие сдвиги совокупного спроса, мы уже обобщали в таблице 11-1.


Рисунок 13-9 Инфляция и мультипликатор

Модель "совокупный спрос — совокупное предложение" позволяет проследить, как инфляция воздействует на уменьшение величины мультипликатора. При увеличении совокупного спроса с AD1 до AD2 уровень цен является постоянным и мультипликатор действует на полную мощь. Хотя возрастание совокупного спроса из AD2 в AD3 происходит на такую же величину, оно частично сводится на нет инфляцией (с P1до P2) и соответственно фактический объем производства увеличивается лишь с ЧНП2 до ЧНП.

Следуют два вывода. Во-первых, для каждого данного исходного прироста совокупного спроса связанное с этим увеличение реального ЧНП будет тем меньше, чем больше рост уровня цен. Рост уровня цен ослабляет действие мультипликатора. Изобразите схематически рост спроса, равный сдвигу из AD2 в AD3, на вертикальном классическом отрезке, чтобы подтвердить, что данный прирост расходов будет полностью сведен на нет инфляцией. Эффект мультипликатора не сработает, так как фактический ЧНП не изменится. Второй и более общий вывод состоит в том, что модель "совокупные расходы — объем производства" недостаточна для объяснения ситуации, когда изменения в совокупных расходах (а отсюда и совокупного спроса) вызывает изменение уровня цен.