1. Объект и предмет социологии. Гидденс «Социология».
Я совершенно не отождествляю С с бездумными нападками на общепринятыми нормами поведения, хотя и считаю, что С с необходимостью носит подрывной характер. Ведь критический характер С определен как раз тем, что она занимается наиболее насущными для нас проблемами, проблемами лежащими в основе коренных противоречий и конфликтов всего О. С потрясения не являются результатом подстрекательства социологов. Именно С сознание в подлинном смысле слова неизбежно высвечивает те острейшие С проблемы современного О. Каждый из нас в определенной мере осознает их, однако изучение С придает им бОльшую отчетливость в нашем сознании.
Вопреки распространенному мнению, С не должна точно копировать естественные науки. Более того, «естественная наука» об О практически невозможна - методы и задачи естественных наук совершенно неприемлемы для изучения С поведения людей. Предметом С являются объективно наблюдаемые факты, С опирается на эмпирические исследования и имеет целью формулировать теории и делать обобщения на основе эмпирически полученных фактов. Вместе с тем люди и материальные объекты в природе – не одно и то же. Изучение людьми своего собственного С поведения радикально отличается от изучения природных явлений. Общество – совокупность или система институализированных форм поведения (под ними подразумеваются формы сознания и действий, которые повторяются («воспроизводятся») обществом в длительной пространственно-временной перспективе). Язык – хороший пример одной из таких форм институализированной деятельности или института, поскольку он лежит в основе всей С жизни, языком мы пользуемся творчески и сами его создавали. В свете вышесказанного, Социология – общественная наука, предметом изучения которой являются С институты, возникшие в результате промышленных преобразований за последние 200-300 лет. Между С и другими О науками не сущ. и не могут существовать жестко установленные барьеры.
«С воображение» - определенные взаимосвязанные формы восприятия действительности как неотъемлемые составляющие С анализа. Воображение должно быть «трехмерным» - состоять из 3 аспектов восприятия окружающей действительности: 1) исторический, 2) антропологический, 3) критический. 1. Лишь благодаря сознательному интеллектуальному усилию, основывающемуся на исторических фактах, мы можем понять, насколько образ жизни людей современных О отличался от жизни людей недавнего прошлого. 2. Антропологическое измерение С воображения позволяет осознать то многообразие форм организации человеческой жизни, которые имели место на нашей планете. Ирония современной эпохи проявляется в том, что систематическое изучение многообразия человеческой культуры впервые стало проводиться как раз в то время, когда всепоглощающее расширение промышленного капитализма и усиление военной мощи западных государств активно способствовало уничтожению этого разнообразия. Соединение 1 и 2 аспектов С воображения позволяют мыслить вне рамок того типа О, которое мы непосредственно знаем. 3. Как индивиды, мы не обречены на пассивное подчинение силам, действующим с непреложностью законов природы. Это означает, что мы должны быть готовы рассматривать альтернативные варианты будущего. В своем 3 смысле С воображение тождественно задаче С критиковать существующие формы О.
2. Место социологии в системе соц. наук. Смелсер «Социология экономической жизни».
Каковы различия между подходами экономиста и социолога к экономической деятельности и институтам? Во-первых экономика
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.