7. Органицистская теория Г. Спенсера. “Наведения социологии”.
Общество, согласно его теории, есть живой организм и отношения между частями общества аналогичны отношениям между частями животного.
Сходные черты:
Общество как и организм постоянно растет, по мере его роста, оно усложняется в строении.
Определенные катастрофы могут разрушить части общества так же, как и могут быть повреждены части тела, жизнь целого организма непохожа на жизнь отдельных единиц, но она образуется ими. При помощи языка в обществе осуществляется взаимосвязь между частями.
Различия:
Части живого образуют конкретное целое, а части общества образуют целое, не обладающее конкретностью.
В организме сознание сконцентрировано в небольшей его части, а в обществе оно разрознено и все единицы примерно в равной степени ощущают счастье и несчастье.
Рост общества:
Общество подобно живому организму начинает свое развитие из зародыша, начинает расти с такой массы., величина которой ничтожна по сравнению с той, которой можно жостичь. Также величины, которых достигают общества могут сильно различаться как и у животных.
Возрастание происходит либо путем размножения, либо путем соединения групп в большие.
8. Марксистская социологическая концепция. К. Маркс “К критике политической экономии. Предисловие.”
Он исследовал гегелевскую философию права. Он пришел к выводу, что правовые отношения, так же как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из развития человеческого духа, наоборот они коренятся в материальных отношениях, и анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.
Люди вступают в независящие от их воли производственные отношения, которые составляют базис на котором возвышается политическая ндстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрас самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе реальные задачи, и ка правило задача появляется тогда, когда материальные условия для ее решения уже существуют.
9.«Понимающая» социология М.Вебера. Вебер «Основные категории понимающей социологии».
Вебер Макс (1864-1920) – нем. соц., основоположник “понимающей “ социологии теории социального действия. Социологическая теория Вебера возникла на волне антипозитивизма, представители которого отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости “понимания чел., действий”.
По Веберу все соц. явления складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и рассматривание общих понятий – государство, экономическая формация и др. в качестве реальных исторических сущностей, явл. ошибочной. По мнению Вебера соц. явл. понимающей, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определённый смысл. И действие человека обретает характер соц. действия, если в нём присутствует два момента: субъективная мотивация и ориентация на другого. Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию на его поведение со стороны других участников определял “ожидания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.