К 66 Массы, элиты, лидеры в социально-политическом процессе: Методические указания к интегрированному курсу лекций по политологии и социологии для студентов IV - V курсов всех форм обучения. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 25 с.
В данных методических указаниях представлен политологический анализ массовых, элитарных, лидерских слоев общества.
Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Е. Коростелева Рецензент канд. филос. наук, проф. О. А. Копцева
© Коростелева Ю. Е., 2003 © Магнитогорский государственный университет, 2003
Массы, элиты, лидеры занимают центральное положение как в политологии, так и в общественно-политическом процессе. Цель изучения данной темы -рассмотреть основные точки зрения на понятие «массы», раскрыть содержание теорий элит как классических, так и современных, выявляя сходства и различия, определить лидерство, сравнивая философские, психологические и социологические концепции, а также рассмотреть различные классификации лидерства. Изложение материала на эту тему целесообразно построить следующим образом:
1. Основные концепции понятия «масса».
2. Теории элит: концепция школы Макиавелли и современные концепции элит. Система отбора в элитарные слои общества.
3. Лидерство: понятие, теории, типологии.
/. Основные концепции понятия «масса»
Приступая к изложению первого вопроса, обратим внимание студентов на то, что «масса» понимается по-разному в зависимости от конкретной исторической ситуации.
Представители элитарной концепции (Г. Лебон, Г. Тард, Ортега-и-Гассет и др. ) рассматривают массу как толпу, определяя ее «свинячьим множеством», «грядущим хамом», т. е. худшей частью людей, причем массы стремятся занять место элиты - природного лидера путем «восстания масс», «буйства толпы», «царства толпы».
Основоположники антитоталитарной концепции, сформировавшейся в 30 - 40-х гг. (X. Арендт, Э. Ледерер и др. ), определяют массу как гетерогенную (неоднородную), деклассированную, не имеющую классовой принадлежности общность. При этом своекорыстная элита заигрывает с массой, манипулируя выгодными для себя ее настроениями на общественном и бытовом уровнях.
В либеральной концепции, представленной Р. Миллсом, Д. Рисменом и др.
масса не представляет собой разрушительную силу: она является пассивным
3
множеством дезинтегрированных, полуобразованных людей (единичных атомов), связанных общностью интересов (работа, досуг, традиции). Если в этих условиях правящая элита развращает массу, получая власть и прибыль, то «независимая духовная элита», творит эзотерические ценности и обособливается и от властвующей элиты (манипуляторов), и от масс.
По демократической концепции, разделяемой Д. Беллом, С. Липсетом, Э. Шилзом, массы возвышаются: им становится доступным то, что еще недавно было привилегией элиты. Например, участие в избирательных кампаниях в качестве избирателя или избираемого.
2. Теории элит: концепция школы Макиавелли и современные концепции элит
Для того чтобы лучше понять специфические черты элитарных слоев общества, необходимо рассмотреть классические и современные концепции элит.
Так, классическая концепция элит или школа элит Макиавелли представлена теориями Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, а современные концепции элит -репутационным, элитистским, институциональным подходами, а также теорией плюрализма элит.
Г. Моска (1854 - 1941 гг.) - профессор, депутат, сенатор - изложил свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» (1896 - 1923 гг.) и «История политических доктрин» (1933 г.). Анализ «политического класса» Г. Моска осуществлял на основе организационного подхода, определяя элиту социальной группой хорошо организованной и наиболее сплоченной.
Согласно Г. Моска, существует два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый класс, как правило, немногочисленный, осуществляет все политические функции: монополизирует власть, пользуется присущими ему преимуществами; второй класс, более многочисленный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.