2. Классический этап в развитии социологической мысли. Конт. Спенсер.
Огюст Конт – родоначальник позитивной социологии, направленной на освобождение от умозрительной философии. Доказывал, что общество можно изучать только научными методами (анализ, сравнение, наблюдение, классификация, исторический метод). Задача С. – установить содержание и закономерности развития общества, что возможно только если: 1) соц. факты наблюдаемы, 2) они регистрируются со всевозможной точностью, 3) по мере накопления наблюдений устанавливаются связи и выявляются законы. Составил иерархию наук: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология. Показывал процесс развития знания от простого к сложному, от общего к специфическому. С. по Конту – венец человеческого знания и развития интеллекта, которое проходит 3 стадии: 1) теологическая (религиозная), метафизическая (абстрактная) – все события объяснялись с точки зрения абстрактных рассуждений, 3) позитивная (научная) – человек на основе наблюдения и эксперимента выделяет причинно-следственные связи и формирует законы на базе регулярного повторения. (закон двойной эволюции). 4 метода познания соц. реальности: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) сравнительный, 4) исторический. Конт считал С. позитивной наукой, способной открыть универсальные законы. Важная идея – о гармонии. Был противником революционных преобразований.
Г. Спенсер – основоположник органицистского подхода к С., считал, что О. живет по законам биологического организма. Предмет С. по Спенсеру – стадии роста О., интеграция и дифференциация его функций и структур – двуединый процесс. Процесс интеграции обществ идет за счет роста численности населения и их объединения в результате завоеваний, присоединения более слабых народов к более сильным. Стадии роста – типы обществ: простое без лидерства – охота и собирательство, простое с лидерством – садоводческие, сложное – развитое скотоводство, двойной сложности – аграрное, тройной сложности – индустриальное. Судя по этому, Спенсер представитель эволюционной теории Дарвина. Считал, что устранение слабых людей закономерно, а искусственное сдерживание этого снижает интеллектуальный и моральный потенциал О. Функцию естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Подчеркивая свойства саморегуляции живой материи, ставит под сомнение значимость гос. аппарата как аппарата насилия. Все О. классифицировал на военные и промышленные. Древние О. + Пруссия и Россия – военные, в которых личность полностью поглощается, а О. напоминает армейскую структуру с решающей волей командира. В промышленном О. важные условия – права и свободы, добровольное сотрудничество, свободная торговля и рыночные отношения. Ввел понятия соц. институт, соц. система, соц. контроль. Основоположник структурно-функционального подхода.
6. Методология изучения групп.
О. необходимо знать из каких групп и общностей оно состоит, т.к.: 1) группы – необходимый способ сосуществования индивидов, в группах создаются необходимые условия, способствующие развитию личности; 2) в зависимости от того, из каких соц. групп состоит О., от их иерархического положения по отн. к друг другу, от проводимой ими идеологии и политики во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство. Соц. группа – совокупность индивидов, объединенных общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и др. хар-ками. Групповым общностям свойственно: 1) наличие целостности и внутренней структуры, которая не совпадает с простой суммой свойств входящих в нее людей; 2) определенность и устойчивость границ относительно стабильное существование; 3) способность осуществлять многообразие видов деятельности; 4) гомогенность состава; 5) вхождение в более широкие общности в качестве структурного образования. Группы – большие (условно-статистические, классовые, условно-этнические, территориальные), малые (первичные, вторичные, формальные, неформальные, референтные, членство). Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и ценности. Групповые нормы – совокупность правил и требований, сформированных реально функционирующей группой, которые регулируют поведение. Методологические принципы групповых норм: 1) соц. норма группового поведения есть продукт соц. взаимодействия участников группы; 2) как правило группа обуславливает не весь спектр норм, а лишь те, что имеют наибольшую значимость; 3) нормативное поведение может быть либо предписано участнику, либо выступать в качестве ролевого стандарта; 4) соц. нормы могут различаться по степени принятия их участниками; 5) соц. нормы в группах могут иметь различные виды отклонений и соответствующий диапазон санкций за девиантное поведение; 6) уровнем признания групповых норм всеми участниками в значительной степени определяется сплоченность группы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.