Механика жидкости и газа, гидропневмопривод: Учебно-методический комплекс (Содержание курса. Планы практических занятий и лабораторных работ. Вопросы к зачету), страница 10

3.  Открыть краник подачи красящего вещества из бачка 2.

4.  Наблюдать характер течения красящего вещества через трубку 4. При минимальном расходе воды движение красящего вещества должно быть плавным, безвихревым, т.е. ламинарным.

5.  Закрыть краник подачи красящего вещества.

6.  Подставить под сливную трубку мерный сосуд 6 и одновременно включить секундомер.

7.  В момент заполнения мерного сосуда выключить секундомер и записать время t1, в течение которого произошло заполнение. Вылить воду из сосуда.

8.  Полностью открыть сливной кран 5, обеспечив максимальный расход воды.

9.  Открыть краник подачи красящего вещества из бачка 2.

10.  Наблюдать характер течения красящего вещества в потоке воды. При максимальном расходе воды движение красящего вещества показывает наличие вихрей, возникающих в результате образования турбулентного режима.

11.  Закрыть краник подачи красящего вещества.

12.  Подставить под сливную трубку мерный сосуд и измерить с помощью секундомера время t2 его заполнения.

13.  Слить воду из мерного сосуда.

Отчетные материалы по работе

В отчете по лабораторной работе указать:

– название работы;

– цели исследования;

– эскиз экспериментальной установки;

– исходные данные;

– результаты определения численных значений расчетных величин с подстановкой в формулы значений исходных и опытных данных.

Результаты исследования оформить в виде таблицы.

№ опыта

Vм.с, м3

t, с

Q, м3

Fтр, м2

V, м/с

Re

Режим движения жидкости

1

2

На основании выполненных наблюдений и анализа значений числа Re сделать выводы о режиме движения жидкости в каждом опыте. Проанализировать физическую сущность и причины перехода ламинарного режима движения в турбулентный.

Оформленный в рабочей тетради отчет подписать и представить преподавателю. Быть готовым ответить на вопросы о сущности использованной методики определения числа Re и пояснить сформулированные выводы.

Техника безопасности при подготовке и проведении эксперимента

При подготовке и проведении эксперимента без необходимости не открывать и не закрывать краны подвода и слива воды, а также краник подачи красящего вещества.

Проявлять особую осторожность в обращении со стеклянной трубой, не допускать ударов и толчков, которые могут вызвать ее разрушение.

При подводе мерного сосуда под сливной патрубок избегать разбрызгивания воды.

После окончания работы вылить воду из мерного сосуда и закрыть кран подвода воды к резервуару.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы критические значения чисел Re, при которых происходит переход от ламинарного режима к турбулентному и обратно?

2. Каковы физические условия, определяющие переход от ламинарного к турбулентному режиму движения жидкости?

3. Сущность влияния на режим движения жидкости скорости ее перемещения.

4. Сущность влияния на режим движения жидкости поперечных размеров трубопровода.

5. Сущность влияния на режим движения жидкости ее вязкости.

Лабораторная работа 2. Истечение жидкости из отверстий и насадок

Цели работы: изучить методику и получить навыки экспериментального определения закономерностей истечения жидкости из отверстий в тонкой стенке и насадок. Проанализировать влияние основных факторов на количественные характеристики истечения.

Задание на самостоятельную подготовку к занятию:

1. По материалам учебного пособия [1] (с. 108–114) изучить физическую сущность и закономерности истечения вязкой жидкости из отверстий в тонкой стенке и насадок различной формы. Уяснить методику экспериментального определения коэффициентов скорости и расхода. Установить основные факторы, определяющие скорость и расход жидкости при истечении.

2. Быть готовыми ответить на следующие контрольные вопросы: