Практическая работа 22
Обоснование высоты насыпи при проектировании земляного полотна в районах вечной мерзлоты
Теоретическая часть
Конструкция земляного полотна автомобильных дорог в зоне вечномерзлых грунтов должна учитывать изменения вводно-теплового режима придорожной полосы, вносимые строительством и последующей эксплуатацией дороги.
В зависимости от климатических условий района строительства, рельефа местности, состава и льдонасыщенности грунта должен быть обеспечен один из следующих температурных режимов мерзлого грунта в основании земляного полотна:
– сохранение вечномерзлых грунтов в основаниях в течение всего периода эксплуатации дороги;
– частичное оттаивание мерзлого грунта на величину, определяемую расчетом;
– оттаивание мерзлого грунта до начала строительства дороги до глубины, на которой он уже не влияет на работу земляного полотна и осушение придорожной полосы.
В зависимости от температурного режима необходимая высота насыпи рассчитывается с учетом влияния местных условий и величины слоя оттаивания и промерзания грунта.
При сохранении вечной мерзлоты, высота насыпи должна быть равна толщине слоя промерзания с введением поправок на условия оттаивания:
, (22.1)
где – нормативная глубина оттаивания в грунте, из которого отсыпают насыпь (определяется по картам изолиний нормативных глубин сезонного оттаивания различных грунтов в зоне вечной мерзлоты, рисунок 22.1);
– коэффициент, учитывающий поглощении тепла покрытием (1,05 для цементобетонных, 1,1 – 1,6 для покрытий с применением органических вяжущих);
– коэффициент дополнительного притока тепла в основание, учитывающий влияние откосов насыпи и вырубки при постройке дороги просеки. Значения меняются в зависимости от климатического района в сравнительно малых пределах 1,16 – 1,22;
– коэффициент, учитывающий влияние влажности грунта на глубину протаивания основания. Величина его может быть найдена по эмпирической формуле:
, (22.2)
W0 – влажность грунта, %;
а – эмпирическая величина, приближенно равная, для всех грунтов 0,90;
b – коэффициент, учитывающий вид грунта; для песчано-гравийных грунтов b = 0,018, для супесчаных и суглинистых грунтов b = 0,007.
Рисунок 22.1 – Карта изолиний глубин сезонного оттаивания грунтов, Hр, м
При частичном оттаивании придорожной полосы исходят из следующей схемы расчета (рисунок 22.2).
Рисунок 22.2 – Схема к расчету высоты насыпи при допущении частичного поднятия уровня вечной мерзлоты
Осадка насыпи на величину S, и поднятие верхнего уровня вечномерзлого грунта на величину δ мощность деятельного слоя Hд.с уменьшается до величины
Ограничением глубины протаивания служит предельная для дорожной одежды величина fдоп:
– для цементобетонных покрытий 2 см;
– для асфальтобетонных 4 см;
– для облегченных усовершенствованных 6 – 8 см;
– для переходных и низших типов 10 – 15 см;
Величина сжатия слоя мерзлого грунта после оттаивания под нагрузкой может быть определена по упрощенной зависимости:
, (22.3)
где e – коэффициент относительной осадки мерзлого грунта при оттаивании
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.