Практическая работа 23
Особенности проектирования земляного полотна в болотистых районах
Теоретическая часть
Земляное полотно на болотах проектируют в насыпях в соответствии с требованиями к возвышению бровки земляного полотна в местах в длительным стоянием поверхностных вод.
Выбора конструкции земляного полотна на болотах должен быть обоснован расчетами на устойчивость.
Для дорог высших категорий насыпи, возводятся на прочном минеральном дне болота. Однако на дорогах с переходными и низшими типами покрытий целесообразнее можно использовать следующие приемы проектирования земляного полотна: без выторфовывания, с частичным выторфовыванием, устройство насыпи на накатнике.
Расчет начинают с варианта устройства насыпи без выторфовывания. При недостаточной устойчивости рассматриваются другие варианты с повышением затратности и трудоемкости работ.
Основные деформации насыпей в рассматриваемых условиях это выжимание грунта из-под насыпи в стороны. При подошве насыпи, параллельной подстилающему грунту, развитие пластических деформаций во всей толще сжимаемого слабого грунта происходит при давлении:
, (23.1)
где с – сцепление грунта, кПа;
– ширина насыпи понизу, м;
h – толщина деформируемого слоя слабого грунта.
Если низ насыпи имеет выпуклое очертание (насыпь отсыпается непосредственно на мягкий грунт без настила из накатника), предельная нагрузка принимается в 2 раза меньшей.
Для определения р необходимо вычислить площадь сечения насыпи:
, (23.2)
где Н – высота насыпи, м;
В – ширина насыпи поверху, м;
m – коэффициент заложения.
Треугольник с основанием и площадью, равными насыпи, имеет высоту:
, (23.3)
Вычисляют предельно допустимую нагрузку рпред на подстилающий грунт по формуле (23.1).
Коэффициент устойчивости подстилающего грунта против выпирания:
, (23.4)
где γ – удельный вес грунта, кН/м3;
Полученное значение сравнивают с нормативным показателем устойчивости, равным Куст.н=1,5.
Если Куст<Куст.н, устойчивость насыпи не обеспечивается и произойдет выжимание подстилающего грунта.
Для обеспечения устойчивости может быть проведен ряд мероприятий: отсыпка насыпи из более легких материалов или уменьшение ее высоты, если это допустимо по условиям положения проектной линии; отсыпка насыпи на основание из накатника; удаление части подстилающего слабого грунта.
Рассмотрим эти варианты.
1. При коэффициенте устойчивости Куст.н=1,5 давление на подстилающий грунт от насыпи не должно превышать значения: , что соответствует весу столба грунта высотой .
Полученная величина hгр, является высотой треугольника, эквивалентного по площади поперечному сечению насыпи и имеющего с ней равные основания.
Сопоставляют выражения для площадей треугольника и трапеции и приравнивают их друг к другу:
, (23.5)
где Ндоп – допустимая высота насыпи.
Подставляя численные значения и преобразовывая получают квадратное уравнение, решая которое получают максимально допустимую высоту насыпи Ндоп при которой обеспечивается ее устойчивость.
2. При отсыпке насыпи на накатник коэффициент устойчивости:
, (23.6)
Полученное значение сравниваем с нормативным показателем устойчивости, равным Куст.н=1,5.
3. Определим, насколько должна быть уменьшена толщина слоя илистого грунта, чтобы коэффициент устойчивости был равен Куст.н=1,5. Для этого предельная нагрузка, выдерживаемая осевшим слоем грунта, должна быть:
, (23.7)
где h1– толщина слоя насыпи, который будет отсыпан для компенсации удаленного илистого грунта при условии сохранения постоянства рабочей отметки насыпи.
Отсюда
, , (23.7)
где Н – начальная толщина слоя слабого грунта, м;
Н1 – толщина оставляемого под насыпью слабого грунта.
Приравнивая значения р, получаим квадратное уравнение, решение которого дает значение h1, м.
Задание
Определить коэффициент устойчивости насыпи против просадки и если потребуется рассчитать мероприятия по повышению устойчивости.
Таблица 23.1 – Варианты заданий
Высота насыпи H, м |
Толщина грунта, м |
Удельный вес грунта γ, кН/м3 |
Расчетное сцепление грунта с, кПа |
7+n |
3+0,1∙n |
12+n |
20+n |
Примечание: n – номер варианта; для четных вариантов – III техническая категория, заложение откосов – 1,5; для нечетных – IV техническая категория, заложение откосов – 2
Вопросы к практической работе
1. Какие приемы устройства насыпи используют для дорог высших и низших категорий?
2. Какие виды деформаций наиболее вероятны при устройстве насыпи на слабых основаниях?
3. Какие мероприятия проводят для повышения устойчивости?
Литература [1 – 4, 7 – 12].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.