Этапы развития железнодорожного транспорта РСФСР, СССР, РФ

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

Этапы развития ж.д. транспорта РСФСР, СССР, РФ

С 1917 по 1920 гг. в России из-за последствий революции 1917 г. и гражданской войны ж.д. были сильно разрушены, сократилось количество действующих путей, приведена в негодность и уничтожена часть подвижного состава, нарушена связь и технические средства отрасли.

1920 -- 1922 гг. – период восстановления народного хозяйства и транспорта страны, в т.ч. ж.д., образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в т.ч. Украинской ССР в её составе. В 1924 г. по новым проектам русских учёных Ломоносова Ю.В. и Гаккеля Я.М. были построены 1-е в мире тепловозы. В 1926 г. на основе плана ГОЭЛРО начата электрификация первых участков ж.д. и эксплуатация электрического подвижного состава – электропоездов и электровозов (сначала импортных, затем отечественных). В 1930 г. сдана в эксплуатацию Туркестано-Сибирская ж.д. протяжённостью 1442 км. В этом же году введен 1-й опытный участок интервального движения поездов (автоблокировка). В 1932 г. закончена постройка 1-го отечественного электровоза серии ВЛ (Владимир Ленин). В 1934 г. на станции Красный Лиман сооружена 1-я в стране механизированная сортировочная горка для формирования грузовых поездов. В 1935 г. по инициативе машиниста Донецкой ж.д. П.Ф. Кривоноса началась перевозка грузов поездами повышенного веса, повысились скорости их движения. В 1936 г. оборудован 1-й участок с диспетчерской централизацией движения. Тепловозы эксплуатировались в основном в засушливых и безводных областях среднеазиатской части СССР (Казахстане, Узбекистане и др.). Однако до начала Великой Отечественной Войны (ВОВ) с фашистской Германией и её союзниками в 1941 г. тепловозная и электрическая виды тяги в стране не получили значительного развития, количество тепловозов и электровозов насчитывало десятки единиц, а количество паровозов – десятки тысяч (в т.ч. 12 тыс. новых). Из 500 тыс. грузовых вагонов 75% были оборудованы автотормозами и примерно половина парка – автосцепкой, вместо буксовых подшипников скольжения устанавливались подшипники качения.

В период ВОВ (1941 – 1945 гг.) ж.д. транспорт внёс значительный вклад в победу над врагом. В этот период действовали паровозные колонны особого резерва НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), которые состояли из мобильных соединений работников различных хозяйств и техники ж.д. (в т.ч. для восстановления разрушенных путей и др.). Ж.д. транспорт обеспечил эвакуацию людей и промышленности в восточные районы страны, перевозки крупных соединений войск и вооружений, действовали также сотни бронепоездов. За годы войны в СССР было разрушено 65 тыс. км пути, 13 тыс. ж.д. мостов, свыше 4 тыс. станций и 300 паровозных депо, повреждено и переправлено в Германию свыше 15 тыс. локомотивов и 400 тыс. вагонов. После победы из Германии были возвращены неповреждённые паровозы, переправлены в СССР трофейные паровозы, мотовозы, дизель - поезда (в т.ч. из Японии).

Часть ж.д. техники поступили в СССР в период войны от союзников – Англии, Франции и США. На базе американских образцов дизелей и тепловозов в 1946 г. в Харькове на паровозостроительном заводе начался массовый серийный выпуск отечественных тепловозов. В последующие годы  производство тепловозов и электровозов началось и на заводах других городов. С 1956 г. в СССР прекращён серийный выпуск паровозов и в период до 1975 г. ж.д. страны полностью перешли на тепловозную и электровозную виды тяги, что позволило значительно увеличить объём перевозок. В 1984 г. достроена Байкало-Амурская магистраль, обеспечив освоение Дальневосточно - Сибирского края.

В 1991 г. 32 ж.д. СССР (22,4 млн. км 2, т.е. 1/6 часть суши) на сети в 148 тыс. км (12% от длины ж.д. мира) перевозил ~½ (53%) всех грузов (11 млн.т/сутки) и ¼ всех пассажиров (12 млн.чел./сутки) мира, хотя по объёму производства СССР занимал 2-е место в мире. Более 1/3 ж.д. (54 тыс. км. длины эксплуатируемой и 150 тыс. км развёрнутой длины или 36,6% сети) СССР электрифицированы. Кроме этого действовали 90 тыс. км промышленных и воинских ж. д. путей широкой и узкой колеи. Ж.д. были основным видом транспорта в стране (> 3 тыс. млрд.т км, или 60% от всего грузооборота страны и >300 млрд. пас. км) и отличались высокой интенсивностью движения. Стоимость основных производственных фондов (ОПФ) ж.д. — 145 млрд. руб. (12% ОПФ страны) а стоимость перевозок ~ 2 коп. за 10 т км. Парк локомотивов составлял свыше 16 тыс. единиц, парк грузовых вагонов > 1,4 млн. ед., сотни тыс. пас. вагонов, несколько тысяч электро- и дизель - поездов. На ж.д. СССР работали свыше 2,5 млн чел.(~1/10 населения). Метрополитены в 12-ти городах (общая длина путей 500 км) перевозили миллионы пас/сутки.

После распада СССР в декабре 1991 г. и образования Содружества независимых государств (СНГ) в составе 12-ти из 15-ти бывших республик Союза Российские железные дороги (РЖД) занимают 3-е место в мире и 1-е место в СНГ по объёму перевозок грузов и пассажиров, 3-е место в мире и 2-е в СНГ (после Украины) по густоте ж.д., 1-е место в мире и в СНГ по длине электрифицированных линий. Эксплуатационная длина РЖД составляет 87,5 тыс. км, развёрнутая – 126 тыс. км, или 7% от длины ж.д. мира (2-е место в мире после США). Ж.д. продолжает быть в стране основным видом транспорта и обеспечивает перевозки ~ ¾ всех грузов и ~ ¼ всех пассажиров РФ или ~ ¼ всех грузов и 15% всех пассажиров, перевозимых по ж.д. мира. Строятся скоростные линии, развивается отраслевая наука, обеспечивая высокий технический уровень РЖД. Заканчивается реструктуризация отрасли, штат РЖД > 1,6 млн. чел. Подготовка специалистов для ж.д. ведётся в 9-ти ВУЗах, имеется сеть ж.д. техникумов и СПТУ. Имеется 14 специализированных заводов по производству тягового подвижного состава (концерн «Трансмашхолдинг»), а также сеть заводов по ремонту локомотивов, электро- и дизель - поездов.

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.