Главная стратегическая цель - рост рыночной стоимости, но в тактическом периоде в качестве такой цели может быть рассмотрен уровень доходности бизнеса. Определив главную цель, следует включить в систему взаимосвязанные ключевые показатели результативности финансовой деятельности (KeyPerformanceIndicators - KPI). Такие показатели определяются из особенностей предприятия и тех целей, которые необходимо достичь, но в наиболее общем плане к ним рекомендуют относить следующие[3]:
1. Общая сумма активов;
2. Стоимость активов на одного работника;
3. Капиталоотдача, %;
4. Объем продаж новых видов товаров/услуг;
5. Производительность труда на одного работника;
6. Прибыль от новых видов товаров/услуг;
7. Прибыль на одного работника;
8. Рыночная стоимость акций;
9. Рентабельность чистых активов (RONA), %;
10. Добавленная стоимость на одного работника (EVA);
11. Рентабельность активов (ROA), %;
12. Рентабельность используемого капитала (ROCE), %;
13. Рентабельность акционерного капитала (ROE), %;
14. Рентабельность объема продаж, %;
15. Коэффициент маржинального дохода или маржинальный доход (Выручка за минусом переменных расходов);
16. Маржинальный доход на одного работника;
17. Денежный поток;
18. Отношение собственного капитала к общей сумме активов (коэффициент автономии), платежеспособность, %;
19. Рентабельность инвестиций (ROI), %;
20. Сумма затрат и др.
В любом случае выбор целей, индикаторов направленности действий должны полностью соответствовать корпоративной и финансовой стратегии предприятия ОПК.
Подводя итог сказанному, можно сделать ряд важных выводов:
1. Модель BSC (система сбалансированных показателей) является управленческой системой, способной оценить эффективность реализации, выбранной предприятием ОПК стратегии, а также реализует функции контроля и оперативного управления. Данная управленческая модель предполагает построение системы, основой которой является результативное взаимодействия четырех аспектов деятельности любой организации: финансовый аспект; аспект взаимодействия с клиентами; бизнес-процессы; обучение и рост. При этом, в работе выделяется главенствующая роль финансового аспекте в разрезе достижения главной стратегической цели – рост рыночной стоимости предприятия ОПК.
2. Внедрение ССП в корпоративном управлении на предприятиях оборонно-промышленного комплекса позволит решить ряд ключевых задач в реализации финансовой стратегии, а именно:
1) гармонично интегрировать все функциональные стратегии предприятия ОПК, сфокусировав их на достижение главной цели стратегического развития – повышение рыночной стоимости;
2) преодолеть часто возникающее несоответствие целей и задач текущего оперативного управления и стратегических целей;
3) интегрировать стратегические целевые установки разных компаний, входящих в созданные в сфере ОПК интегрированные структуры и личные цели отдельных работников.
3. Анализ особенностей использования системы сбалансированных показателей как инструмента реализации финансовой стратегии позволил предложить систему целевых показателей и стратегических решений, направленных на рост рыночной стоимости предприятия ОПК.
[1] См.:Ольвье Н.Г., Рой Ж., Ветер М. «Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей». –М.; Вильямс, 2004 г., С. 37.
[2] См.: Попович Л.Г. Интегрированное управление финансово-хозяйственной деятельностью наукоемких предприятий ОПК: концепция, методы, модели // Аудит и финансовый анализ, 2009 г., №2, с.4-28.
[3] См.:Ольве Н.-Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. – М.; Вильямс, 2004 г., С. 292.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.