Искомая мощность P (Вт) электродвигателя определяется из выражения
P = Tp . ωp/ η где ωp = ω2
Найдем ω2 из выражения u = ω1 /ω2 ; ω2 = ω1/u = 160/6 = 27 (с-1) ,
тогда P = 250 .27 / 0,96 = 7 кВт. (требуемая мощность двигателя)
Угловая скорость колеса: ωк = 27 с-1
Частота вращения колеса: nк = 30ωк /π = 30.27/3,14 = 258 об/мин.
В табл. П.1 (приложение пособия) по требуемой мощности Ртр = 7 кВт выбираем электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А закрытый обдуваемый с синхронной частотой вращения 1500 об/мин 4А132S4У3, с параметрами Рдв = 12 кВт и скольжением
3 %.
Номинальная частота вращения: nдв = 1500-0,03.1500 = 1455 об/мин;
угловая скорость: ωдв = π.nдв/30 = 3,14.1455/30 = 152,3 рад/с.
Вращающие моменты:
- на валу шестерни Т1 = Ртр/ ω1 = 7.103/152,2 = 46 Н.м = 46.103 Н.мм
- на валу колеса Т2 = 250 Н.м = 250.103 Н.мм.
2.Расчёт зубчатых колёс редуктора
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 40ХН, термообработка – объёмная закалка до твёрдости HRC 50; для колеса та же сталь 40ХН, термообработка – объёмная закалка до твёрдости HRC 45 (гл.III, табл. 3.3 и табл. 3.9 пособия).
Допускаемые контактные напряжения:
Коэффициент долговечности при длительной эксплуатации редуктора, когда число циклов нагружения больше базового, КKL = 1; коэффициент безопасности при объёмной закалке [SH] = 1,2.
Допускаемое контактное напряжение для шестерни:
МПа;
допускаемое контактное напряжение для колеса:
МПа.
Для косозубых колёс расчётное допускаемое контактное напряжение:
МПа.
Коэффициент нагрузки для несимметричного расположения зубчатых колёс относительно опор (этим мы учтём натяжение от цепной передачи) при повышенной твёрдости зубьев (по табл. 3.1) примем KHβ = 1,35.
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию примем
(ГОСТ 2185-66).
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяется:
Примем по ГОСТ 2185-66 aw = 125 мм
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn = (0,01 ÷ 0,02)aw = (0,01 ÷ 0,02)125 = 1,25 ÷ 2,5 мм;
Принимаем по ГОСТ 9563-60 mn = 2 мм
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10˚ и определим числа зубьев шестерни и колёса:
Принимаем z1 =17; тогда z2 = z1u = 17·6 = 102.
Уточнённое значение угла наклона зубьев:
β = 17˚50′
Основные размеры шестерни и колеса:
-диаметры делительные:
Проверка:
-диаметры вершин зубьев:
da1 = d1 + 2mn = 35,7 + 2ּ2 = 39,7 мм;
da2 = d2 + 2mn = 214,28 + 2ּ2 = 218,28 мм;
-ширина колеса b2 = ψbaaw = 0,25ּ125 = 31 мм;
-ширина шестерни b1 = b2 + 5 мм = 31 + 5 = 36 мм;
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колёс и степень точности передачи:
При такой скорости для косозубых колёс следует принять 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки
KH = KHβKHαKHv.
По таблице 3.5 при для несимметричного расположения колёс повышенной твёрдости KHβ = 1,29
По табл. 3.4 пособия для 8-й степени точности и скорости 2,9 м/с КHα = 1,08
По табл. 3.6 пособия для косозубых колёс при скорости 2,9 м/с и повышенной твёрдости KHv = 1,0.
Таким образом,
КH = 1,29.1,08.1 = 1,393.
Проверка контактных напряжений:
σH = 707 МПа < [σH].
Силы, действующие в зацеплении:
-окружная
-радиальная
-осевая
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
.
Коэффициент нагрузки КF = KFβKFv.
По табл. 3.7 пособия при ψbd = 1,01, несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор и повышенной твёрдости КFβ = 1,4.
По табл. 3.8 пособия для 8-й степени точности, скорости v = 2,9 м/с и повышенной твёрдости KFv = 1,1.
Таким образом, КF = 1,4·1,1 = 1,54.
Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев zv1 и zv2:
Для колеса
.
При этом YF1 = 4,1 и YF2 = 3,6.
Допускаемое напряжение:
Здесь (по табл. 3.9) для стали 40ХН при объёмной закалке предел выносливости при отнулевом цикле изгиба МПа.
Коэффициент безопасности по табл. 3.9 пособия
; для поковок и штамповок .
Допускаемые напряжения при расчёте на выносливость для шестерни и колеса:
МПа;
Находим отношения:
МПа;
Дальнейший расчёт ведём для зубьев шестерни, так как для неё найденное отношение меньше.
Коэффициент Yβ учитывает повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми
Коэффициент KFα учитывает распределение нагрузки между зубьями. По формуле, приведённой в ГОСТ 21354 – 75,
где εα – коэффициент торцового перекрытия и n – степень точности зубчатых колёс.
Примем среднее значение εα = 1,5; выше была принята 8-я степень
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.