сопротивления трения и, как правило, несколько местных сопротивлений полная потеря напора hпот является суммой двух слагаемых:
hпот = hтр + hм. (6.14)
Сопротивление трения подчиняется различным законам в зависимости от того, в каком режиме движения находится поток.
В случае ламинарного режима при движении жидкости по прямой трубе круглого сечения потеря напора на трение может быть определена теоретически.
В соответствии с уравнением Бернулли, для горизонтального трубопровода постоянного сечения напор, теряемый на трение
При подстановке в уравнение Пуазейля, получим
,
откуда, после сокращений, находим потерянный напор
.
Умножая числитель и знаменатель правой части на и группируя величины, окончательно получим
.
Таким образом, при ламинарном движении по прямой круглой трубе
, (6.15)
т.е. потерянный на трение напор выражается через скоростной напор . Величину, показывающую во сколько раз напор, потерянный на трение, отличается от скоростного напора, называют коэффициентом сопротивления трения и обозначают , а отношение , входящее в эту величину, – коэффициентом гидравлического трения, или просто коэффициентом трения, и обозначают . Поэтому
. (6.16)
Следовательно, уравнение (6.15) может быть представлено в виде
(6.17)
или для потери давления, учитывая что ()
. (6.18)
Для каналов некруглого сечения в последние уравнения вместо диаметра подставляют эквивалентный диаметр канала , причем
, (6.19)
где В – коэффициент, величина которого зависит от формы поперечного сечения канала (для квадрата В = 57, кольца В = 96 и т.д.)
При ламинарном режиме движения, коэффициент трения l зависит только от величины критерия Рейнольдса, а потеря напора пропорциональна скорости потока в первой степени.
При турбулентном режиме величина коэффициента l зависит не только от критерия Рейнольдса, но и от шероховатости стенок трубы, которую оценивают по степени шероховатости: . Здесь dэкв – эквивалентный диаметр трубопровода, а – средняя высота выступа шероховатости на внутренней поверхности трубы, м, т.е. абсолютная шероховатость.
Выражение для коэффициента трения при турбулентном режиме движения жидкости получить аналитическим путём невозможно из-за сложности структуры турбулентного потока. Поэтому расчётные уравнения для определения l получают обобщением результатов экспериментов.
Для расчёта коэффициента трения при турбулентном режиме может быть использована формула Альтшуля:
(6.20)
В случае гладких труб l может быть рассчитан по уравнению Блазиуса (в пределах Re = 104÷105)
(6.22)
В случае гладких труб l может быть рассчитан по уравнению Блазиуса (в пределах Re = 104÷105)
(6.22)
Рисунок 6.1 – Схемы сложных трубопроводов: а – параллельные; б – разветвленный; в – кольцевой |
либо по уравнению Никурадзе (в пределах Re = 105 – 3×106)
. (6.23)
Местные сопротивления по конструктивному признаку подразделяют на следующие виды :
1) внезапное и плавное расширение и сужение трубопровода в местах изменения его сечения;
2) фасонные части, в которых происходит изменение направления движения жидкости (отводы, колена);
3) фасонные части, в которых происходит деление или слияние потоков (тройники, крестовины);
4) арматура различного назначения (вентили, краны, задвижки, диафрагмы).
Потери напора на преодоление местных сопротивлений
, (6.24)
где zм – коэффициент местного сопротивления.
Если на трубопроводе имеется ряд местных сопротивлений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.