Основные философские проблемы в романе «Преступление и наказание», смысл бытия в романе «Братья Карамазовы»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

 11. Действие в романе происходит на маленьком пространстве, в узком районе города, на квартире, в каморке. Вместе с тем чувствуется широкое дыхание большого города. Впервые по настоящему в «Преступлении и наказании» предстает перед нами то, что принято называть «Петербургом Достоевского» Тут важны не столько внешние признаки города, каналы, решетки, а прежде всего - жизнь бедного люда, своя «физиология», свой колорит во всем.

12. В романе заложен глубинный философский смысл. Образ желтого и грязного Петербурга невольно погружает читателя в обстановку социального неравенства, несправедливости.

13.  «Из всех романов Достоевского наиболее богат философской мыслью роман «Братья Карамазовы». Здесь такие главы как «Исповедь горячего сердца», «Бунт», «Великий инквизитор», диалоги Ивана со Смердяковым и чертом, являясь неотъемлемыми частями романа, в то же время представляют как бы звенья единой философской поэмы, образующей в системе романа самостоятельное по своему значению и по своей архитектуре художественное поле».

14. Как в «Преступлении и наказании» и «Бесах», в основу романа положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося сосредоточением страстей. Убийство лица из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности, убийство как соперника, как виновника унижения, неравенства, затеянных обид. Трагедия угадывается с самых первых строк романа «зачем живет такой человек» - и завершается кровавой развязкой.

15. Всю тяжесть философских исканий, сомнений, падений в романе выносит на себе Иван Карамазов. Он представляет одну из центральных фигур в этой грандиозной эпопеи русской жизни, в которой последняя отразилась от самых высших до самых низших своих проявлений. Он есть один из трех братьев Карамазовых, которые, быть может, в глазах Достоевского символически изображали все русское общество, всю русскую жизнь.

16. Иван как философ успевает изведать все крайности, иногда изменяя самому себе. Начнет с одного, а придет к прямо противоположному. Иван ставит вопросы более широкие, чем Раскольников, но у него нет раскольниковского единства «слова» и «делания». Иван – только теоретик, а потому и более раздвоенный. Практическая сторона его мудрствований раскрывается неожиданно  для него самого в самых грязных вариантах, которых он принять не может, так как эти дела без всяких идей, простое их приложение. Как у Раскольникова есть двойник Свидригайлов, который не мудрствуя, позволяет себе все, так и у Ивана Карамазова есть двойник Смердяков, который и убил по его теории «все позволено».

17.  Достоевский раскрыл многие стороны человеческой души, которых до того времени почти не касалась литература. Великие романы Философские романы писателя, в сущности, напоминают все типы романов, но доминирует в них «философская линия». Это означает, что они и написаны в форме рассуждений героев на философские темы, а сами герои одержимы определенными идеями. Герои настолько срастаются со своими идеями, что идеи становятся их «второй натурой».

18. Достоевский любил изображать не устоявшиеся в жизни явления, а находящиеся в движении, резко контрастные, конфликтные. Как реалист он ценил факты, подробности явлений, но всегда доискивался до их сущности

Похожие материалы

Информация о работе