 .                                       
(2.3)
.                                       
(2.3)
 2. Для всех
подшипников, за исключением шариковых самоустанавливающихся, рассматривается
пленка на их внутренней дорожке, где эквиввалентный радиус кривизны меньше и
меньше толщина ЭГД-пленки смазки.
2. Для всех
подшипников, за исключением шариковых самоустанавливающихся, рассматривается
пленка на их внутренней дорожке, где эквиввалентный радиус кривизны меньше и
меньше толщина ЭГД-пленки смазки.
3. Для всех подшипников с точечным контактом (стыком) за исключением шариковых самоустанавливающихся, отношение полуосей эллипса контакта a/b > 10, поэтому можно применять формулы для линейного контакта.
 После
принятия этих предположений проведено моделирование бочкообразного
роликоподшипника в плоскости А-А (рис. 2.4).
После
принятия этих предположений проведено моделирование бочкообразного
роликоподшипника в плоскости А-А (рис. 2.4).
Если средний диаметр подшипника
 (2.4)
                          (2.4)
и диаметральный зазор в подшипнике
 ,                                           
(2.5)
 ,                                           
(2.5)
то эквивалентный радиус кривизны в плоскости А-А
 .                                          (2.6)
.                                          (2.6)
Взаимное движение деталей подшипника определяют уравнения:
 ,
,
 .
.
При  гидродинамическая скорость поверхности
гидродинамическая скорость поверхности
 .       (2.7)
.       (2.7)
Произведя ряд математических преобразований и подстановок (зависимости (2.3), (2.4), (2.5), (2.6), (2.7)), получаем формулы, определяющие толщину пленки (в мкм) для разных подшипников:
для шариковых радиальных и радиально-упорных с эллиптическим стыком
 ;           (2.8)
 ;           (2.8)
для роликовых радиальных и радиально-упорных с линейным стыком
 ;               (2.9)
;               (2.9)
для шариковых упорных
 ;     (2.10)
;     (2.10)
для бочкообразных роликовых упорных
 ,           (2.11)
,           (2.11)
где b* = 1. В зависимостях (2.10) и (2.11) для
упорных подшипников  . В формулах (2.8) – (2.11)
линейные размеры Dw, L надо проставлять в мм, нагрузку Р в ньютонах (Н),
частоту вращения n в (об/мин), динамическая вязкость
h 0 в
сантипуазах (сП), кинематическая вязкость n
в сантистоксах (сСт), статистический коэффициент вязкости a в (МПа)-1, где 1сП = 1 мПа×с, 1 сСт = 10-6 м2/с =
1 мм2/с.
. В формулах (2.8) – (2.11)
линейные размеры Dw, L надо проставлять в мм, нагрузку Р в ньютонах (Н),
частоту вращения n в (об/мин), динамическая вязкость
h 0 в
сантипуазах (сП), кинематическая вязкость n
в сантистоксах (сСт), статистический коэффициент вязкости a в (МПа)-1, где 1сП = 1 мПа×с, 1 сСт = 10-6 м2/с =
1 мм2/с.
| 
 | 
| 
 | 

Из-за сложности формул, определяющих толщину ЭГД-пленки смазки, и необходимости корректировки расчета различными коэффициентами, разработан номографический метод подбора вязкости смазочных материалов для подшипников качения и оценки условий трения в них.
Представленная на рис. 2.6 номограмма состоит из главной диаграммы подбора вязкости смазочного материала в зависимости от частоты вращения n вала и эквивалентного диаметра подшипника, определяемого по формуле
 .                              (2.12)
.                              (2.12)
С обеих сторон главной диаграммы представлены температурные характеристики: слева – пластичных смазочных материалов, справа – масел. В верхней части находятся значения коэффициента k1, характеризующего вид подшипника, и диаграмма коэффициента k2 характеризующего относительное нагружение подшипника, выраженное отношением эквивалентной нагрузки и грузоподъемности подшипника Р/С. На главной диаграмме вязкость, требуемая для обеспечения номинального срока службы подшипника при смазывании погружением, представлена сплошными линиями, штриховыми линиями – рекомендуемая вязкость для получения наибольшего срока службы. В случае смазывания масляным туманом или росой (spot lubrication) благодаря скупому смазыванию и небольшим потерям трения вязкость можно увеличить вдвое по сравнению с требуемой. Диаграммы вязкости пластичной смазки включают влияние скупого смазывания.
При подборе смазочного материала для подшипников справедливы следующие правила использования номограмм. Для определенного вида подшипника и эквивалентной нагрузки по формуле (2.12) следует определить значение эквивалентного диаметра. Ордината пересечения прямой, перпендикулярной к оси абсцисс в точке, соответствующей эквивалентному диаметру, и определенной кривой частоты вращения позволяет оценить требуемую или рекомендуемую вязкость смазочного материала. Выбор марки масла или смазки можно сделать по температурным диаграммам с обеих сторон главной номограммы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.