Эластогидродинамическая задача трения в подшипниках качения: Методические указания к практической работе № 5 по дисциплине «Триботехника», страница 2


По характеру контакта обеих моделей без нагрузки и под нагрузкой, когда взаимодействующие тела считаются жесткими, первая модель называется моделью с точечным контактом, вторая – моделью с линейным контактом. Линейная модель может иметь столь же сложный характер, что и точечная. Например, в отличие от контакта (см. рис. 2.1, б) контакт тел может осуществляться вдоль конечной искривленной пространственной линии, по длине которой свойства контакта изменяются.

В результате деформации тел под действием нагрузки точечный контакт переходит в контакт по некоторой области, ограниченной замкнутой пространственной кривой, а линейный контакт – в полосу контакта.

Все реальные неконформные узлы трения находятся как бы между наиболее сложной точечной и простейшей линейной моделями (рис. 2.1). Рассмотрим, например, один из простейших узлов трения – роликовый радиальный подшипник качения. В этом подшипнике стык цилиндрического ролика с дорожкой отличается от простейшей модели только изменением нагрузки во время вращения ролика в подшипнике и конечной длиной линии контакта.

Вблизи статического поля контакта расположена сходящаяся щель между поверхностями взаимодействующих тел. При наличии в ней жидкого и пластичного смазочного материала и взаимном перемещении поверхностей возникает гидродинамическое давление. Это давление, действуя на взаимодействующие поверхности, может уравновесить силу, прижимающую тела, и привести к образованию между ними пленки смазочного материала, создающей условия жидкостного трения. Если сила гидродинамического подъема меньше силы, действующей на тела, в зоне их контакта возникают условия смешанного трения.

Гидродинамическое давление создается только составляющей скорости движущейся поверхности в направлении сужения щели, обычно эта составляющая перпендикулярна к краю статического поля контакта и называется гидродинамической скоростью. Составляющая скорости вдоль края контакта, т.е. перпендикулярная к направлению сужения, вызывает только сдвиг смазочного материала и дополнительные потери от трения.

Основную информацию о характере зла трения дает его поле контакта. На рис. 2.2 показаны поля статического контакта основных узлов трения. При большой длине поля контакта и переменного поля скоростей оценку условий трения всего узла можно проводить на основе анализа условий взаимодействия в дискретных областях контакта (рис. 2.2, е).

В реальных узлах трения при эллиптическом контакте (рис. 2.2, б) отношение полуосей эллипса, как правило, больше 10 и форма поля контакта близка к узкой полосе, следовательно, в большинстве случаев можно принять условие, что реальные поля контакта по форме близки к линейной полосе.

е)

 

д)

 

г)

 

в)

 

б)

 

а)

 
Подпись: Рисунок 2.2 – Поля статического контакта реальных узлов трения:
а – прямоугольное; б – эллиптическое; в – круговое; г - трапециевидное; д – для гипоидной передачи; е – для червячной передачи

Наиболее полно благодаря простоте изучена линейная модель, к которой могут быть отнесены случаи а и б (рис.2.1). Имеется также достаточное количество решений для точечных моделей, представленных на рис. 2.2, в и являющихся дополнительными по отношению к линейной модели. Условия трения в узлах с полями контакта, показанными на рис. 2.2, г, д, е, можно оценить лишь путем соответствующего приближения к моделям с полями контакта, представленными на рис. 2.2, а, б и в. Прямоугольное поле контакта (см. рис. 2.2, а) характерно для роликового подшипника качения, прямозубой зубчатой передачи и кулачкового механизма; эллиптическое поле контакта (см. рис. 2.2, б) – для шариковых фрикционных передач и шариковых и бочкообразных роликовых подшипников (за исключением контакта на внешней дорожке самоустанавливающегося шарикового подшипника, которому соответствует круговое поле контакта (см. рис. 2.2, в)). Трапециевидное поле контакта (см. рис. 2.2, г) возникает в конических подшипниках качения, цилиндрических косозубых и конических зубчатых передачах.