Как бы ни была совершенна и эффективна система организации обеспечения безопасности движения, человек остается человеком, пусть даже активным, квалифицированным, дисциплинированным, добросовестным и ответственным за свои действия. Человеку свойственно ошибаться. Среди многотысячной армии железнодорожников встречаются люди, которые по разнообразным причинам совершают ошибки. В данном разделе попытаемся показать, какими техническими средствами удается нейтрализовать эти ошибки в области безопасности движения, а также находит!, скрытые очаги аварийности в металле, которые человеку визуально выявить не представляется возможным. Ограничимся лишь обзором таких технических средств, не затрагивая конструктивных устройств и их обслуживания. Это отдельная тема широкого диапазона, нашедшая отражение в специальных методических пособиях и технической литературе. Необходимо отметить, что большую роль в решении проблемы внедрения подобных устройств сыграла Государственная программа по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте, утвержденная Правительством Российской Федерации в декабре 1992 года на период 1993—2000 годов. Программой предусматривалось оснащение железнодорожного транспорта России совершенными техническими средствами по предупреждению крушений, аварий и других ЧП. В число приоритетных тем были следующие: внедрение устройств по предотвращению проездов запрещающих сигналов и столкновении поездов; повышение надежности тормозов подвижного состава, средств автоматики, связи и электроснабжения; создание и значительное расширение применения средств неразрушающего контроля и диагностики основных узлов и деталей подвижного состава и пути, внедрение технических средств, направленных на предупреждение столкновений транспортных средств на железнодорожных переездах, усиление контроля за ведением поезда и управлением тормозами, осуществление профессионального отбора и повышения квалификации работников основных профессий железнодорожного транспорта, обеспечение надежного закрепления составов и вагонов от самопроизвольного ухода со станции, разработка и применение негорючих и трудновоспламеняемых облицовочных материалов для пассажирских вагонов, исследования, разработки и внедрение новейших технических средств взамен ранее приобретавшихся за границей, в том числе для восстановительных поездов железных дорог. Государственная программа была выполнена полностью. В работе по ее реализации участвовали все железные дороги России, а также и другие министерства, ведомства и предприятия. Кроме заводов, институтов и конструкторских бюро, постоянно занимающихся разработкой техники для железнодорожного транспорта, к этой работе подключились НИИ и заводы «оборонки». Проделана огромная работа. Достаточно сказать, что на реализацию Государственной программы за восемь лет было израсходовано почти 11 миллиардов рублей (в ценах 2000 года). В частности, только железнодорожная страховая компания «ЖАСО» лишь в 2000 году израсходовала на эти цели более 220 миллионов рублей. Внедрение технических средств положительно сказалось на обеспечении безопасности движения. В июне 2000 года Министерством путей сообщения была утверждена новая программа разработки, создания и внедрения технических средств на 2001—2005 годы. В нее включены машины и устройства, которые еще не внедрены повсеместно, а также новые технические средства, эффективно повышающие безопасность движения поездов.
В локомотивном хозяйстве будет продолжена работа по внедрению аппаратуры САУТ-ЦМ, микропроцессорных дешифраторов КЛУБ, телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТС КБМ, электронных скоростемеров, совершенствованию системы управления электрическим торможением электровоза и др.
В хозяйстве пути и сооружений будет продолжена поставка на железные дороги съемных дефектоскопных средств, дефектоскопных автомотрис на базе ультразвуковых и магнитных методов контроля, вагонов-дефектоскопов, скоростных вагонов-путеизмерителей с бесконтактным съемом информации, оборудование переездов автоматической сигнализацией и заградительными устройствами и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.