Учебно-методическое объединение высших учебных заведений
Республики Беларусь по экологическому образованию
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова О.И. Родькин _________________2010 Регистрационный № УД- /р. |
1-40 01 02-06 «Информационные системы и технологии (в экологии)»
Факультет Кафедра |
Мониторинга окружающей среды, заочного обучения Ядерной и радиационной безопасности |
||
Курс |
5 |
||
Семестр |
9 |
||
Лекции, часов |
10 |
Экзамен |
Нет |
Практические (семинарские) занятия, часов |
4 |
Зачет |
Зачет |
Лабораторные занятия, часов Контрольная работа (месяц) |
Нет декабрь |
Курсовой проект (работа) |
Нет |
Всего аудиторных часов по дисциплине |
14 |
||
Всего часов по дисциплине |
50 |
Форма получения высшего образования |
заочная |
Составил: В.В. Журавков, кандидат биологических наук, доцент |
2010 г.
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы дисциплины «Радиоэкология» специальности 1- 33 01 03 «Радиоэкология» (регистрационный № ______/баз. от _____________________) и учебных планов специальности очной формы обучения.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Ядерной и радиационной безопасности» (протокол № _____ от __________________).
Заведующий кафедрой
______________ А.И. Тимощенко
Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета мониторинга окружающей среды (протокол № _____ от _______________).
Председатель
________________ Н. В. Пушкарев
Одним из важных и быстро развивающихся в настоящее время разделов экологии как науки о взаимоотношениях и связях между живыми организмами и средой их обитания является радиоэкология.
Широкое использование ионизирующих излучений в различных сферах человеческой деятельности способствовали выделению радиоэкологии в практически самостоятельную дисциплину, которая решает следующие задачи:
1) изучение вида и характера сочетаний ионизирующих факторов среды, влияющих на жизненные процессы;
2) выяснение особенностей взаимоотношения живых организмов с естественными и искусственными источниками радиации, являющимися непременными факторами среды обитания;
3) изучение процессов миграции радионуклидов в среде обитания и выяснение роли популяций и биоценозов в круговороте радионуклидов;
Развитие атомной энергии привело к тому, что в окружающую среду начали поступать продукты деления ядерных реакций и изотопы стабильных химических элементов:131I, 137Cs, 90Sr, 132Te, 103,106Ru, 141Ce, 65Zn, 54Mn, 99Mo и др. В экосистемах появились новые химические элементы и радионуклиды, которые начали более интенсивно поступать в окружающую среду и влиять на живые организмы, поэтому необходимо проводить исследования о поведении радионуклидов в экосистемах, их миграции по пищевым цепям, разработать методы снижения поступления в растения, изучить процессы поступления в организм животных и выведения радионуклидов из него.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС послужила мощнейшим толчком развития радиоэкологии, особенно в Республике Беларусь. По сути, территория нашей республики превратилась в огромный исследовательский полигон. Становление радиоэкологии в Беларуси началось с исследований содержания естественных радионуклидов и их распределения на территории республики. В связи с крупномасштабным загрязнением радионуклидами территории республики после чернобыльской катастрофы перед наукой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.