Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
университет
низкотемпературных и пищевых технологий
Кафедра криогенной техники
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
И ХРАНЕНИЕ
ЖИДКИХ КРИОГЕННЫХ ПРОДУКТОВ
Методические указания,
контрольные и лабораторные работы
для студентов специализации 070202
факультета заочного обучения и экстерната
Санкт-Петербург 2003
УДК 621.59
Холодковский С. В. Транспортирование и хранение жидких криогенных продуктов: Метод. указания для студентов специализации 070202 факультета заочного обучения и экстерната. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. – 13 с.
Описаны области применения жидких криогенных продуктов, рассмотрен порядок изучения курса, даны общие указания, список литературы, пояснения к выполнению контрольного задания.
Рецензент
Канд. техн. наук, доц. Л.Д. Соболева
Одобрены к изданию советом факультета криогенной техники и кондиционирования и методической комиссией факультета заочного обучения и экстерната
Ó Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, 2003
Санкт-Петербург 2003
УДК 621.59
Холодковский С. В. Транспортирование и хранение жидких криогенных продуктов: Методические указания для студентов специальности 070202 факультета заочного обучения и экстерната Л. : СПб ГУН и ПТ, 2003 – 11 с.
Описаны области применения жидких криогенных продуктов, рассмотрен порядок изучения курса, даны общие указания, список литературы, пояснения к выполнению контрольного задания.
Рецензенты :
Л. Д. Соболева (кафедра технологии металлов и металловедения), В. М. Азарсков (кафедра теоретических основ тепло- и хладотехники).
Одобрено к изданию методической
комиссией факультета
заочного обучения и экстерната.
Производство и потребление компонентов газовых смесей, получаемых в результате низкотемпературного разделения, часто значительно разделены во времени и в пространстве. В связи с этим появляется необходимость в хранении и транспортировании жидких и газообразных криогенных продуктов. При производстве таких продуктов производительность установки только в среднем соответствует расходу, так как их потребление практически происходит неравномерно. Для сглаживания этого несоответствия включаются буферные емкости.
В последние десятилетия значительно возросло производство газообразного и жидкого кислорода, азота, аргона, метана, водорода, гелия, связанное с возрастающим их использованием в металлургии и вакуумной технике, криоэнергетике, медицине, научных исследованиях и т. п.
Этому сопутствовало широкое развитие техники транспортирования и хранения жидких и газообразных криогенных продуктов. В жидком состоянии они имеют температуру значительно ниже температуры окружающей среды, что приводит к потерям жидкости от испарения вследствие проникновения теплоты из окружающей среды через тепловую изоляцию.
В настоящее время предъявляются высокие требования к снижению потерь жидкости, а в некоторых случаях возникает необходимость в полном исключении таких потерь. Поэтому непрерывно совершенствуется конструкции сосудов и емкостей для хранения и транспортирования низкотемпературных жидкостей. Можно утверждать, что тепловая изоляция криогенных блоков и емкостей является самой совершенной из всех, разработанных как в низкотемпературной, так и в высокотемпературной технике.
Приобретает все более широкий размах транспортирование жидких криогенных продуктов по трубопроводам. Иногда протяженность таких трубопроводов является значительной. В настоящее время созданы криогенные трубопроводы с высокоэффективной тепловой изоляцией.
В задачи курса «Транспортирование и хранение жидких криопродуктов» входит:
– изучение методов хранения и транспортирования жидких и газообразных криогенных продуктов, а также криогенного оборудования, предназначенного для этих целей;
– изучение методов расчета тепловой изоляции криогенных емкостей, сосудов и трубопроводов с оптимизацией ее размеров;
– изучение особенностей эксплуатации оборудования, включая вопросы охраны труда.
В курсе также изучаются изоляционные материалы, используемые в криогенной технике в качестве тепловой изоляции; изоляционные конструкции и их совершенствование в процессе развития криогенной техники.
Конкретизация названных вопросов осуществляется:
– при изучении типов тепловой изоляции газонаполненной, высоковакуумной, вакуумно-порошковой, вакуумно-многослойной и других, используемых в технике хранения и транспортирования жидких криогенных продуктов;
– на основе рассмотрения конструктивных особенностей криогенных емкостей, сосудов, хранилищ;
– при изучении методов расчета потерь жидкости от испарения вследствие проникновения теплоты из окружающей среды теплопроводностью и излучением, а также при рассмотрении путей их снижения.
Для более глубокого усвоения отдельных разделов курса их изучение подкрепляется самостоятельной проработкой студентами относящихся к этим разделам материалов, рекомендуемых программой курса и данными методическими указаниями, учебными пособиями и книгами, указанными в списке литературы.
При изучении курса студенты выполняют (в сроки, обусловленные учебным планом) контрольные задания и лабораторные работы, связанные с хранением и газификацией жидких криогенных продуктов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.