Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 5

Выразительные возможности штриха как линии довольно широки. Разнообразные линии штриха могут придавать рисунку различные качества и звучание: легкость и прозрачность, мягкость и воздушность, сочность и живописность, строгость и чеканность. Варьируя направление штриха, его густоту, интенсивности тона и т.п. можно добиться ощущения цветности и материальности изображаемого (метод фактурной штриховки).

С помощью штриховки можно передать разнообразные и весьма тонкие эмоционально-смысловые нюансы, выразить ту или иную интонацию (например, лирическую, драматическую и т.д.). Штриховка может быть ровной, методично размеренной и бесстрастной, а может быть полной энергии и силы, гибко изменчивой и подвижной, создающей бурные движения штриховых линий, образующих динамичные, исполненные экспрессии ритмы. Четкая отрывистая прямизна точно выверенных штрихов создает в рисунке иной настрой, чем беспорядочная спутанность штриховых линий, их свободная непринужденная игривость или веселая затейливость кудрявых и эффектных извивов.

В процессе выполнения учебного рисунка можно наблюдать двоякое отношение к технике штриха – либо бездумное, механическое наложение грубовато-небрежной штриховки, не передающей изображаемой формы, либо чрезмерное преувеличение роли штрихового приема, увлечение внешней стороной рисунка, красотой его оформления, что уводит в сторону от решения конкретной учебной задачи.

Добиваясь культуры штриховой техники, ее мягкости и деликатности в карандашном рисунке, строгости, лаконизма и тщательности в рисунке пером, никогда не следует забывать, что одна техника без знания методов построения реалистического изображения, без идеи и смысла превращается в самоцель, в пустой и бесполезный прием.

Рисунок может быть исполнен только линией (линейный рисунок) или только штрихом (штриховой рисунок). Но чаще всего линейный контур сочетается в нем со штриховкой (линейно-штриховой рисунок).

Тон

В тональном рисунке, как говорит само название, изобразительным средством служит тон, пятно. С помощью тонального пятна можно передать богатую игру, тонкие и сложные градации и разнообразные эффекты светотени, материальную фактуру и цветность предметов. Тоновой рисунок более достоверно выражает ощущение глубины и пространства. В нем может быть использован контур (тонально-контурный рисунок) и штриховка (тонально-штриховой рисунок).

Тональный рисунок – необходимая стадия работы, которую должен пройти рисовальщик. Не изучив основных закономерностей тонального рисунка, нельзя добиться успеха ни в линейном, ни в штриховом рисунке.

В зависимости от использования в рисунке того или иного изобразительного средства можно говорить об его живописности (тональное решение) или графичности (линейно-контурное изображение). Часто эти качества рисунка выступают в органическом единстве, взаимно дополняя друг друга и создавая красивую и сложную графическую структуру изображения.

Методика преподавания рисунка

Преподавание рисунка основывается на методе социалистического реализма и на использовании лучших традиций отечественного и зарубежного искусства. Во время занятий раскрывается историческая роль рисунка как средства познания окружающего мира. Логика рисунка строится на логике мышления, она формирует отношение к действительности, обостряет и углубляет видение окружающего мира, его богатство, красоту и многообразие, определенно ориентирует в нем рисующего; заставляет сознание моделировать действительность, вырабатывает правильные навыки, ставит координацию руки и глаза. Знание основ рисунка и практические навыки прививаются студенту последовательно при рисовании, главным образом, с натуры, начиная от простых геометрических форм до такой сложной натуры, как человек и архитектура. Важной методической стороной обучения рисунку является развитие у студента сознательного активного подхода к рисованию, основанного на ясном понимании поставленной задачи и глубоком изучении изображаемого объекта. Особое внимание студента заостряется на конструктивных особенностях изображаемой модели, ее объемном строении. Большое значение придается развитию композиционных навыков, умению графически грамотно, художественно выразительно организовать изобразительную поверхность листа, решение этой задачи требует творческого подхода для каждого учебного задания.