Рисунок в различных материалах и техниках: Методические указания к курсу дисциплины "Рисунок", страница 2

Высокая графическая культура и тонкий художественный вкус должны быть неотъемлемыми качествами специалиста инженера-строителя.

Эстетический вкус формируется в процессе изучения памятников культуры прошлого и настоящего, чтения художественной литературы и литературы по искусству, посещения музеев и выставок, просмотра         кинофильмов и спектаклей, т.е. в процессе повышения общей культуры и расширения кругозора человека.

Говорят, что архитектура – это застывшая в камне музыка. Архитектор и строитель - творцы прекрасного. Но прежде, чем создавать красоту, он должен постичь ее, увидеть в окружающей жизни, в природе, в быту человека, в искусстве. Способность видеть эстетические стороны окружающей действительности, потребность воспринимать и творить прекрасное – эти качества развивают занятия рисунком, живописью и скульптурой. Не случайно эти дисциплины являются необходимыми в профессиональном образовании инженера-строителя.

Особенности рисунка как вида изобразительного

искусства

Если живопись учит видеть цветовое, колористическое богатство мира, а скульптура – его пластическую красоту и выразительность, то рисунок, являясь основой изобразительного искусства, отражает разные стороны и качества действительности. В рисунке преимущественно изображаются линейные очертания предметов, их пропорции, объемная форма и пространственное положение. Рисунок может давать также пластическую материальную и цветовую характеристики изображаемого.

В рисунке иная, чем в живописи, структура образа, иные приемы изображения. Если живописец покрывает целиком холст красками, то рисовальщик включает в композицию произведения чистую поверхность листа, которая мыслится как пространство или форма. Рисунок требует простоты и лаконизма, предельной экономии и, следовательно, большей точности в использовании художественных средств. Нескольких линий или штрихов порой оказывается достаточно для характеристики предмета или окружающей его среды. В рисунке возможна большая, чем в живописи, условность изображения. Если живописец обязан точно охарактеризовать форму изображаемого предмета и среду, в которой он находится, художник-график может изобразить этот предмет вне среды, отдельно от нее, т.е. просто на белом фоне бумаги, а в характеристике формы ограничиться лишь скупым намеком на нее. В рисунке недосказанное художником как бы "домысливается" зрителем.

Следует отметить, что нет абсолютной границы между живописью и рисунком. Существует ряд техник, стоящих на грани между живописью и графикой. Таковы акварель, пастель, гуашь.

Связанный с более простыми техническими средствами, чем живопись или скульптура, рисунок более непосредственно выражает творческий замысел и индивидуальность художника. В рисунке порой с особой силой и чистотой проявляется мироощущение его автора, черты эпохи. Рисунок способен передать глубокие мысли и тонкие нюансы настроения художника. Мастер рисунка может минимальными средствами достичь максимума выразительности, оказать своим произведением эмоциональное воздействие на зрителя.

Краткие сведения по истории рисунка

Рисование – один из самых древних видов творчества. Наскальные изображения эпохи палеолита, а также изображения, процарапанные на простейших орудиях из камня и кости – это рисунки, так как основным художественным средством в них является линия. Можно сказать, что изобразительное искусство началось с рисунка, линейное изображение можно было получить любым заостренным предметом. С совершенствованием орудий совершенствовалась и техника работы – появились приемы светотени.

Яркого расцвета искусство рисунка достигло в эпоху Возрождения. Зарисовки Леонардо да Винчи и Микеланджело, Дюрера и Гольбейна покоряют нас высоким художественным мастерством и совершенством. И хотя в искусстве Возрождения рисунок выступал как вспомогательный этап в работе над живописным произведением, именно в эту эпоху начинают ценить его собственную красоту.

Упоение рисунком и его художественными средствами можно видеть в искусстве XVII века. Крупные достижения в области рисунка принадлежат Рубенсу и Рембрандту.